|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ
СОШ № 6
На 2006-2011 годы
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
МОУ СОШ № 6 открыта в
Учредители школы: администрация муниципального образования Северский район,
Управление образованием Северского района
Здание школы - типовое, с двумя пристройками. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, мастерские, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет. Техническое состояние
школы - удовлетворительное.
В 2006/07 учебном году в школе обучаются 415 учащихся в две смены. Скомплектовано 19 классов.
Школа работает в режиме пятидневки.
Продолжительность урока - 40 минут.
Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.
II. Характеристика педагогического коллектива.
Всего педагогов в школе - 34:
а) по уровню образования:
Категория специалистов |
Высшее педагогическое |
Незаконченное высшее |
Среднее специальное |
Среднее |
Учителя начальных классов |
3 |
- |
4 |
- |
Учителя II и 111 ступени обучения |
26 |
1 |
- |
- |
б) по стажу работы:
1-4 года |
5-1 0 лет |
10-20 лет |
20-30 лет |
Свыше 30 лет |
1 |
10 |
14 |
5 |
4 |
в) по квалификационным категориям:
Работники с высшей категорией |
С 1 квалификационной категорией |
Со II квалификационной категорией |
23 |
9 |
3 |
г) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:
Кадрами обеспечены.
Вакансии: нет
В школе работает методический совет школы и следующие методические объединения учителей-предметников:
· филологов;
· математиков;
· учителей общественных наук;
· учителей эстетического цикла;
· учителей начальных классов;
· учителей естественных наук;
· учителей Кубановедения;
· учителей иностранных языков.
III. Особенности управления школой.
Административное управление осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет, общешкольную конференцию.
Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции (см. схему 1).
IV. Социальная среда школы.
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее
расположение. Протяженность микрорайона -
несколько
километров, включая отдаленные хутора. Культурный центр - ЦКиД, где функционирует кинозал, организована работа кружков, а также есть ДШИ с многопрофильным обучением. Нет возможности обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.
V. Субъекты и источники социального заказа школы.
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.
Согласно проведенному исследованию прилагаются следующие схемы (см. приложение 1).
Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.
VI. Документы, лежащие в основе разработки программы развития:
1.Закон РФ «Об образовании».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Типовое положение об
образовательном учреждении.
5. Нормативно-правовые акты
Краснодарского края.
6. правовые акты органов местного
самоуправления.
7. Устав школы.
8. Локальные правовые акты школы.
VII. Финансовое
обеспечение программы
Выполнение программы обеспечивается
за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительно
привлеченные средства.
VIII.
Управление программой
Для управления реализацией программы
развития создается методический совет школы.
Сроки реализации программы: сентябрь
2006 года – декабрь 2011 года.
Схема 1
Организационная структура управления школой
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Администрация ОУ |
- |
Общественные организации |
|
Родительский комитет |
- |
Педсовет |
Директор школы |
Профком |
Зам.дир. по УВР |
|
Учителя - предметники |
|
|
|
Зам. директора по ВР |
|
Методический совет (МО) |
Организатор |
|
Классные руководители |
|
|
|
Технические работники |
Зам.дир. по АХР |
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
' Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:
I ступень - начальные классы;
II ступень - основная школа;
III ступень - средняя школа.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
· природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
· особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
· социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
· воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования -мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.
Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:
Система личностно-ориентированного образования |
|
1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
Психологическая служба |
2. Классно-урочные занятия |
Программа образования |
3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили |
|
4. Самообразование |
|
5. Клубная (внеурочная) работа школы |
Программа воспитания |
6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление |
|
7. Трудовая деятельность учащихся |
Социальная служба |
8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка |
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
· отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
· обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
· создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
· повышение роли образования в воспитании личности;
· обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
Задачи:
· переход к универсально-профильному образованию;
· поиск новых форм наполнения содержанием БУП;
· поиск содержания и организационных форм включения, учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;
· определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);
· активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
· совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
· совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
· более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
· гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
· демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
· преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
I ступень - начальная школа: традиционные программы , пропедевтические курсы.
|
II ступень - основная школа (5- 9-е классы): расширение круга
образовательных услуг за
счет вариативной части - факультативов, групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических
курсов.
III ступень - средняя школа (10-11-е классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы
I этап (2006-2007 гг.) - составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
II. этап (2007-2008 гг.) - практический - корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса.
III. этап (2009-2011 гг.) - результативный - самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
III. Модельное представление школы.
На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы образовательного учреждения:
Модель работы школы |
|||
Ступени образования |
Начальная школа 6-9 лет |
Основная школа 10-14 лет |
Полная средняя школа 15-17 лет |
Виды дифференциации |
Уровневая, внешняя и внутренняя |
Уровневая внутренняя |
Уровневая профильная |
Содержание
образования |
Предметы,
обеспечивающие Федеральный стандарт регионального
компонента. Профили - филология; - история; - социология; - иностранные языки.
|
образования с учетом |
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:
· способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
·
пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить
образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности с жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличии проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:
1. Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).
Перспективная модель работы школы к 2011 г. (пояснительная записка к схеме - см. схему 2)
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
· базисные учебные предметы;
· спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);
· дополнительное образование.
Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.
С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
I модуль:
· создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых
для перехода в основную школу;
· содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
· учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
· постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;
· развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
II модуль:
· учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
· усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;
· развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);
· расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;
· умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т. д.;
· умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
· сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.
/// модуль:
· конкретизация познавательных интересов учащихся;
· углубление знаний в предметных различных кафедрах НОУ;
· групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
· урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты, коллоквиумы, блоки и т.д.
/ V модуль:
· учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;
· у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и вне-учебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели;
· формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
· интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.
V модуль:
· формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
· качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;
· повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;
· внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;
· активное участие в ОЭР и научной работе;
· дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.
хема 2
Перспективная модель развития школы (к 2011 г.)
I модуль II модуль III модуль IV модуль V модуль
Начальная школа |
|
5-7-е классы |
|
8-9-е классы |
1 0-1 1 -е классы |
|
Педагогический коллектив |
|
|||||||||||||
Базовые учебные предметы |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
«Уча, учись!» |
|
|||||||||||||||||
1 . Система разви- |
1. Групповые заня- |
|
Работа |
по индивиду- |
|
|
1. Самообразо- |
|
|||||||||||||
вающего обучения |
тия (коррекционно- |
|
альным |
планам |
|
|
|
|
вание |
|
|
||||||||||
и воспитания. 2. Пропедевтические курсы. |
развивающие). 2. Новые УМК. 3. Творческие груп- |
|
Заочная физико-математическая школа. |
|
|
2. М IK. 3. Школа молодого специали- |
|
||||||||||||||
3. Нравственно-этические програм- |
пы. 4. Предметнье |
|
Специальные курсы |
|
|
ста. 4. Мастер- классы |
|
||||||||||||||
мы. |
|
|
кружки и факульта- |
|
|
5. Участие в |
|
||||||||||||||
4. Творческие мастерские. |
тивы. 5. Библиотечно-библиографические |
|
|
научной работе. 6. Психологиче- |
|
||||||||||||||||
5. Предметные
кружки. 6. Система физ- |
|
|
уроки. 6. Спортивные секции и ОФП |
|
|
ское сопровождение УВП. 7. Проблемные |
|
||||||||||||||
культурно-оздоро- |
|
группы |
|
|
|
||||||||||||||||
вительных меро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
приятий |
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
||||||||||||
Общеучебные навыки + прочные знания |
|
Углубленное изучение проблемы + исследо- |
|
||||||||||||||||||
+ глубокий |
интерес — > стремление к познанию |
+ |
вательская работа + научная деятельность |
|
|||||||||||||||||
1. Организация работы
на основе здоровьесберегающих технологий в рамках
психолого-педагогического сопровождения. 2. Организация социокультурного пространства ОУ |
|
||||||||||||||||||||
рр
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Цели:
Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
Задачи;
Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.
Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
Обучение приемам
поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности,
экологической и общей культуры.
Проблемы:
·
ухудшение социального положения семей;
·
необеспеченность детей полноценным питанием;
·
достаточно
высокий процент неблагополучных семей, мало
занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;
·
невысокий уровень
общей культуры в микросоциуме школы.
Здоровьесберегающая деятельность
Основные направления |
Мероприятия, рассчитанные на
перспективу |
Условия |
1.
Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей |
-
Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами
по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с
1-го класса в _2006__/2007___ учебном году; -анализ
состояния здоровья, выявление тенденций |
-Взаимодействие
с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ, учреждениями культуры; -использование
бюджетных средств, средств родителей и собственных |
2.
Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний
период |
-увеличение
охвата горячим питанием, организация диетического питания, введение в рацион
питания большего количества витаминных и йодосодержащих
продуктов |
|
3.
Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма |
Постоянный
контроль за выполнением санитарных норм и
предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования,
регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирования |
-Взаимодействие
с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ, учреждениями культуры; -использование
бюджетных средств, средств родителей и собственных |
4.
Усиление двигательного режима |
Проведение
физкультминутки в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры,
оборудование дополнительного помещения для занятий, приобретение
спортинвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и корректирующей
гимнастики , творческими кружками |
|
5.
Валеологическое и
психологическое сопровождение учебного процесса |
-
Разработка в 2008 г. и внедрение в учебный план курса валеологии; -снятие
стрессогенных ситуаций; -проведение
психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся
«группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми; -создание
кабинета психологической разгрузки |
Ожидаемые результаты:
· создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
· у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья;
· снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.
Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.
В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.
Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.
Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания:
ЛИЧНОСТЬ
Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).
Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.
Конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое
место в обществе.
Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.
Умеющий посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.
Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.
Знающий психологические основы общения.
Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.
Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы
1. Основные принципы и функции воспитательного процесса
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.
Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной
реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной
деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
· развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
· интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
· защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
· корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
· компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
· управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.
2. Целевой блок
Целевая направленность школы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.
Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности, как ученика, так и учителя.
Создание ученического самоуправления.
Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
3. Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления |
Программы (подпрограммы), через которые реализуются данные направления |
Ожидаемый результат |
Художественно-эстетическое развитие |
Программа «Юные таланты » |
Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге |
Спортивно-оздоровительная работа |
Программа «Здоровье» |
Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы |
Шефская работа |
Программа «Милосердие» |
Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия |
Информационная работа |
Программа «Пресс-центр» |
Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни школы или класса |
Свободное общение |
Программа «Мир детства» |
Формирование и принятие правил жизни школы и класса и прав и обязанностей каждого члена школьного и классного коллектива; планирование детьми коллективной внеучебной деятельности |
Социально-педагогическая деятельность |
Программа «Семья». Подпрограммы: 1. «Проблемные
семьи». 2. «Проблемные дети» |
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения конфликтов |
Гражданско-патриотическое |
Программа
«Я – гражданин». |
Высокий
уровень самосознания, понимания ценности человеческой жизни. Верность
гражданскому долгу, воспитание чувства гордости своей Родиной, готовность к защите отечества. |
ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1-й этап - подготовительный (2006/07 учебный год)
Аналитико-диагностическая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
Разработка подпрограмм по
направлениям.
2-й этап - практический (2007-2009 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап - обобщающий (2009-2011 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Основа - авторская модель организации психологической службы в школе.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.
3адачи:
1. Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.
2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3. Создание
специальных социально-психологических условий для оказания помощи
детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,
Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:
Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.
Основные циклы
сопровождения:
·
прием в 1-й класс;
·
адаптация в начальном звене школы;
·
переход в среднее звено;
·
адаптация в среднем звене;
·
подростковый кризис;
·
адаптация в старшем звене.
Схема 3
Организационная модель
психолого-педагогического сопровождения
Плановая сопровождающая
работа (сопровождение школьных
параллелей: 1-х, 4-5-х, 10-х классов)
Алгоритм работы в данном цикле:
1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.
2. Проведение первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).
3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования
(углубленная диагностика).
4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
5.
Проведение психолого-педагогического консилиума.
6. Реализация решений консилиума.
7. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
Этапы внедрения модели в школьную практику
1-й этап - подготовительный (2006/07 учебный год):
2-й этап - практический (2007-2009 гг.):
·
введение в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;
3-й этап - обобщающий (2009-2011 гг.):
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
1.
Характеристика социокультурной среды школы.
2. Цели:
1.
Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
2. Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учаЩИХСЯ.
3. Задачи:
1.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Организация занятости детей во внеурочное время.
3. Совершенствование
работы
по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями поселка.
4. Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.
5. Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска».
6. Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.
4. Проблемы:
· снижение общего культурного и социального уровня населения;
· высокий процент малоимущего и неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения в микрорайоне школы;
· отсутствие нормальных бытовых условий у некоторых семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных и частично благоустроенных домах);
· низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);
· недостаточное количество центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время (кроме школ);
5. Направления работы:
1. Организация досуга учащихся школы и профориентация.
Этапы реализаци.
1-й этап (2006-2008 гг.) - подготовительный:
· диагностика интересов и занятий, учащихся во внеурочное время;
· наблюдения за изменениями в социокультурной жизни поселка.
2-й этап (2008 г. -
на перспективу) - практический:
· участие во всех мероприятиях района и поселка;
· расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями поселка и района;
· расширение сети кружков по интересам в школе;
· привлечение средств и специалистов по созданию новых кружков, секций, клуба в микрорайоне (через администрацию поселка).
2. Организация работы с категориями «группы риска».
Этапы реализации
1-й этап
(2005-2007 гг.):
· диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы.
2-й этап (с
2007 г. и на перспективу):
· мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.
3-й этап (с 2007 г. и на перспективу):
· коррекционная работа с категориями «группы риска».
6. Ожидаемые результаты:
· отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;
· снижение уровня правонарушений среди учащихся школы.
· повышение культурного уровня детей и молодежи;
· обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;
· снижение социальной напряженности в семьях учащихся.
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заговорили.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое места и реализовать свои способности и возможности.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
I. Целевой блок
Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Задачи:
1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2.
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.
3.
Развитие
и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
II.
Принципы построения и развития самоуправления.
1.
Выборность всех органов
совместного и раздельного самоуправления педагогов,
учащихся и родителей.
2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности
на основе
специфических условий школы.
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики
и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни,
деятельности
органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
9. Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.
III. Структура школьного
самоуправления
Третий уровень
Совет учащихся отряда
Собрание отряда
система школьного самоуправления имеет 3 уровня:
* первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;
* второй - школьное ученическое самоуправление;
* третий - школьное самоуправление.
Структура первого уровня - ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной классный ученический секторсектор.. Каждый сектор избирает из своего состава командира и помощника, а остальные 2-3 человека - его члены. Из комиссаров экипажей образуется совет учащихся отряда: в него входят 6 комиссаров.
Обязанности членов экипажей:
* комиссар отвечает за работу каждого члена;
* старшина отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток
времени;
* члены отвечают:
а) за дела внутри отряда;
б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;
в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.
Функции совета отряда:подготовка и проведение отрядных собраний;
* анализ деятельности своих членов;
* подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.
Высший орган самоуправления - собрание отряда, во главе которого находится командир.
Структура второго уровня - школьное ученическое самоуправле--ие. Это школьные ученические экипажи («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоящие из комиссаров классных ученических экипажей. Школьные ученические экипажи возглавляют комиссар и старшина, входящие в данный экипаж. В заботе школьным ученическим экипажам помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.
Функции школьных ученических экипажей:
1. Выработка и принятие решения.
2. Доведение принятого решения до отрядов.
3. Организация выполнения принятого решения.
4. Создание условий для выполнения решения.
5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль,
6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы.
Комиссары и старшины школьных ученических экипажей составляют совет учащихся школы.
Функции совета учащихся школы:
Проведение анализа работы классных органов самоуправления.
Подготовка анализа и предложений на совет школы.
Анализ работы самих членов.
Обеспечение социальной защиты учащихся.
Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из комиссаров школьных ученических экипажей (6 человек), педагогов (5 человек) и родителей (5 человек). Руководит советом школы директор.