ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ СОШ № 6

На 2006-2011 годы

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

I. Качественная характеристика.

МОУ СОШ № 6 открыта в 1955 г.

Учредители школы: администрация муниципального образования Северский район, Управление образованием Северского района

Здание школы - типовое, с двумя пристройками. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, мастерские, кабинет обслуживающего тру­да, медицинский  кабинет. Техническое состояние школы - удовлетворительное.

В 2006/07 учебном году в школе обучаются 415 учащихся в две смены. Скомплектовано 19 классов.

Школа  работает в режиме пятидневки.

Продолжительность урока - 40 минут.

Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, рабо­та кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.

II.         Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов в школе - 34:

а) по уровню образования:

 

Категория               специалистов    

Высшее педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

Учителя начальных классов

3

 

-

4

-

Учителя II  и 111

ступени обучения  

26

 

1

-

-

 б) по стажу работы:

1-4 года

5-1 0 лет

10-20 лет

20-30 лет

Свыше 30 лет

1

10

14

5

4

в) по квалификационным категориям:

Работники с высшей категорией

С 1 квалификационной категорией

Со II квалификационной категорией

23

9

3

 

г) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:

Кадрами обеспечены.

Вакансии: нет

В школе работает методический совет школы и следующие методические объединения учителей-предметников:

·        филологов;

·        математиков;

·        учителей общественных наук;

·        учителей эстетического цикла;

·        учителей начальных классов;

·        учителей естественных наук;

·        учителей Кубановедения;

·        учителей иностранных языков.

III.  Особенности управления школой.

Административное управление осуществляет директор и его замести­тели.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через  педагоги­ческий совет, методический совет, общешкольную конференцию.

Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управ­ление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, ин­формационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции (см. схему 1).

IV. Социальная среда школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение.  Протяженность микрорайона - несколько километров, включая отдаленные хутора. Культурный центр - ЦКиД, где функционирует кинозал, организована работа кружков, а также есть ДШИ с многопрофильным обучением. Нет возможности  обеспечить в доста­точной степени удовлетворение интеллектуальных,  спортив­ных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

 


V.  Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на кон­кретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.

Согласно проведенному исследованию прилагаются следующие схе­мы (см. приложение 1).

Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со шко­лой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недоста­точное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.

 

 

VI. Документы, лежащие в основе разработки программы развития:

1.Закон РФ «Об образовании».

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Типовое положение об образовательном учреждении.

5. Нормативно-правовые акты Краснодарского края.

6. правовые акты органов местного самоуправления.

7. Устав школы.

8. Локальные правовые акты школы.

 

VII. Финансовое обеспечение программы

 

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительно привлеченные средства.

 

VIII. Управление программой

 

Для управления реализацией программы развития создается методический совет школы.

Сроки реализации программы: сентябрь 2006 года – декабрь 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1

Организационная структура  управления школой

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


 


 


 

Администрация ОУ

-

Общественные организации

 

Родительский комитет

-

Педсовет


 

Директор школы

Профком

 

 


 

 


Замир. по УВР

 

 

Учителя - предметники

 

 

 

Зам. директора по ВР

 

Методический совет (МО)

Организатор

 

Классные руководители

 

 

 

 

Технические работники

 

Замир. по АХР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

I. Наше видение миссии школы.

' Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

I ступень - начальные классы;

II  ступень - основная школа;

III  ступень - средняя школа.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализа­цию личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоя­тельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

·        природные задатки  человека,  определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задат­ки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школь­ника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

·        особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семей­ное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число раз­водов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возме­щать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших за­дач школы в современных условиях;

·        социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая     оказывает на него воздействие опосре­дованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

·        воспитательное учреждение, в котором получает образова­ние человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реали­зует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

   Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования -мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система личностно-ориентированного образования в адап­тивной школе должна состоять из следующих подсистем:

 

 

 

 

 

 

Система личностно-ориентированного образования

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

Психологиче­ская служба

2. Классно-урочные занятия

Программа образования

3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили

4. Самообразование

5. Клубная (внеурочная) работа школы

Программа воспитания

6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление

7. Трудовая деятельность учащихся

Социальная служба

8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка


     

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на вос­питание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

       Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное об­разование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмо­ционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослуш­ного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

·        отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наи­более отвечающей меняющимся социальным и педагогическим ус­ловиям;

·        обеспечение  равных  условий  для  реализации  конституционного права граждан на образование;

·        создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

·        повышение роли образования в воспитании личности;

·        обеспечение  социальной защищенности участников образователь­ного процесса.

 

Задачи:

·        переход к универсально-профильному образованию;

·        поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

·        поиск содержания и организационных форм включения, учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;

·        определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);

·        активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;

·        совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

·        совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирова­ние у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

·        более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

 

 

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллек­тив закладывает следующие принципы:

·                 гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

·                 демократизации управления школой и взаимоотношений учитель­ского и ученического коллективов;

·                 преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

 

 

Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманиза­ции образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

 

I ступень - начальная школа: традиционные программы , пропедевтические курсы.

 


II ступень - основная школа (5- 9-е классы): расширение круга обра­зовательных услуг за счет вариативной части - факультативов,  групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.

III ступень - средняя школа (10-11-е классы): от изучения предме­тов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.

Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы

 

I этап (2006-2007 гг.) - составление программы развития школы: об­разовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.

II. этап (2007-2008 гг.) - практический - корректирование проектов, ор­ганизация адаптивного учебно-воспитательного процесса.

III. этап (2009-2011 гг.) - результативный - самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

III. Модельное представление школы.

На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определен­ная модель работы образовательного учреждения:


 

 

Модель работы школы

Ступени обра­зования

Начальная школа 6-9 лет

Основная школа 10-14 лет

Полная средняя школа 15-17 лет

Виды диффе­ренциации

Уровневая, внеш­няя и внутренняя

Уровневая внутренняя

Уровневая профильная

Содержание образования

Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт регионального компонента.

 Профили         - филология; 

                              - история;

                              - социология;

                         - иностранные языки.

                        

 

 

 

образования с учетом

 

 

 

 

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

·        способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потен­циала и развитию его потребностей и способностей в преобразо­вании окружающей действительности и самого себя;

·        пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

        Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности с жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, нали­чии проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро ме­няющихся знаний, должен обеспечить:

а)  мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному  освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б)  овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

Особенности и условия построения личностно ориентирован­ной модели школы:

1.     Создание индивидуального облика школы -  выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения все­го коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

2.     Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3.     Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогиче­ских технологий, методов и техники работы учителя  личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

4.   Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблем­ных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, кол­лективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

 

                        Перспективная модель работы школы к 2011 г. (пояснительная записка к схеме - см. схему 2)

                              Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

·        базисные учебные предметы;

·        спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);

·        дополнительное образование.

            Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический кол­лектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школь­ников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их лич­ностному развитию.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает соб­ственную траекторию образования.

С одной стороны, содержание образования определяется государст­венными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

Ожидаемый результат.

I модуль:

·        создание прочной базы знаний, умений   и навыков, необходимых

для перехода в основную школу;

·        содержание обучения должно содействовать развитию любозна­тельности и заинтересованности, осознанию необходимости изу­чаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, полу­чаемой от процесса обучения;

·        учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает ат­мосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успеш­ность его школьной карьеры до самого выпуска);

·         постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным вы­ходом на государственные стандарты на финише;

·         развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II модуль:

·        учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

·        усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умо­заключения, проводить аналогии;

·        развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

·        расширение содержания образования через введение новых пред­метов, активизацию познавательной деятельности с помощью фа­культативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

·        умение работать с литературой, отбирать и систематизировать на­учный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т. д.;

·        умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

·        сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащим­ся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.

/// модуль:

·        конкретизация познавательных интересов учащихся;

·        углубление знаний в предметных различных кафедрах НОУ;

·        групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

·        урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты, коллоквиумы, бло­ки и т.д.

/ V модуль:

·        учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высо­кий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, свя­зывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

·        у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и вне-учебных интересов, определяется область профессиональной дея­тельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познава­тельная деятельность подчиняется определенной личностной цели;

·        формирование научного стиля мышления, который, являясь устой­чивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

·        интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальней­шему продолжению образования в техникумах и вузах.

V модуль:

·        формирование мотивации большей части педагогического коллек­тива на начало и продолжение инновационной деятельности;

·        качественный рост профессиональной активности педагогов: изуче­ние и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогическо­го опыта - создание основ банка ППО школы;

·        повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

·        внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;

·        активное участие в ОЭР и научной работе;

·        дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед шко­лой задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хема 2

 

Перспективная модель развития школы (к 2011 г.)

 

                        I модуль          II модуль                III модуль         IV модуль                        V модуль

 

Начальная школа

 

5-7-е классы

 

8-9-е классы

1 0-1 1 -е классы

 

Педагогический коллектив

 

Базовые учебные предметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Уча, учись!»

 

1 . Система разви-

1. Групповые заня-

 

Работа

по индивиду-

 

 

1. Самообразо-

 

вающего обучения

тия (коррекционно-

 

альным

планам

 

 

 

 

вание

 

 

 

 

 

 

и воспитания.

2. Пропедевтиче­ские курсы.

развивающие).

 2. Новые УМК.

 3. Творческие груп-

 

Заочная физико-математическая школа.

 

 

2. М IK.

3. Школа моло­дого специали-

 

3. Нравственно-этические програм-

пы.

4. Предметнье

 

Специальные курсы

 

 

ста.

 4. Мастер-

классы

 

мы.

 

 

кружки и факульта-

 

 

5. Участие в

 

4. Творческие мас­терские.

 

тивы.

 5. Библиотечно-библиографические

 

 

 

 

научной работе. 6. Психологиче-

 

5. Предметные кружки.

 6. Система физ-

 

 

уроки.

 6. Спортивные секции и   ОФП

 

 

 

ское сопровож­дение УВП.

 7. Проблемные

 

культурно-оздоро-

 

 

группы

 

 

 

 

 

 

вительных меро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Общеучебные навыки + прочные знания  

 

Углубленное изучение проблемы + исследо-

 

 + глубокий

интерес > стремление к

познанию

+

вательская работа + научная деятельность

 

1.    Организация работы на основе здоровьесберегающих технологий в рамках психолого-педагогического сопровождения.

2.    Организация социокультурного пространства ОУ

 

 

рр


УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цели:

Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физиче­ской культуре.

Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

Задачи;

Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за со­стояние здоровья.

Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

 

Проблемы:

·        ухудшение социального положения семей;

·        необеспеченность детей полноценным питанием;

·        достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

·         невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.

 

Здоровьесберегающая деятельность

 

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

Условия

1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей

- Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с 1-го класса в _2006__/2007___ учебном году;

-анализ состояния здоровья, выявление тенденций

-Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ,  учреждениями культуры;

-использование бюджетных средств, средств родителей и собственных

2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период

-увеличение охвата горячим питанием, организация диетического питания, введение в рацион питания большего количества витаминных и йодосодержащих продуктов

3. Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма

Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирования

-Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ,  учреждениями культуры;

-использование бюджетных средств, средств родителей и собственных

4. Усиление двигательного режима

Проведение физкультминутки в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры, оборудование дополнительного помещения для занятий, приобретение спортинвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и корректирующей гимнастики , творческими кружками

 

5. Валеологическое и  психологическое сопровождение учебного процесса

- Разработка в 2008 г. и внедрение в учебный план курса валеологии;

-снятие стрессогенных ситуаций;

-проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся «группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми;

-создание кабинета психологической разгрузки

Ожидаемые результаты:

·        создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

·        у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогаю­щие избежать опасностей для жизни и здоровья;

·        снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требу­ет новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой ка­тегории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у моло­дежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.

В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло дру­гое: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)

В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформи­рованием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов. Происходит дезорганизация жизни семей, разруша­ются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая заня­тость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными пробле­мы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспи­тательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, ре­ально занимающихся развитием детей, - школы.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рас­сматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержа­ние воспитания:

ЛИЧНОСТЬ

Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).

Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.

Конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое

место в обществе.

Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.

 Умеющий посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.

 Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.

Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

Знающий психологические основы общения.

Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.

Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы

1. Основные принципы и функции воспитательного процесса

Содержание воспитания и его организационные формы разрабаты­ваются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обуче­ния и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологиче­ский фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических ка­нонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение лично­сти к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим услови­ям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравст­венного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культур­ных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, кото­рые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятель­ность, субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

·        развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовы­ражению, самореализации;

·        интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

·        защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ре­бенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, со­переживание, взаимопонимание;

·        корректирующую, направленную на коррекцию поведения и обще­ния ребенка с целью предупреждения негативного влияния на фор­мирование личности;

·        компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

·        управленческую, ориентированную на оптимизацию функциониро­вания и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Главная идея, которой педагогический коллектив руководству­ется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.

2. Целевой блок

Целевая направленность школы - формирование личности, способ­ной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в само­реализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

       Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

        Создание условий для проявления и раскрытия творческих способно­стей всех участников учебно-воспитательного процесса.

        Формирование развивающей нравственно и эмоционально благопри­ятной внутренней и внешней среды для становления личности, как ученика, так и учителя.

Создание ученического самоуправления.

Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвоз­растного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

3. Содержание воспитательной работы

В качестве системообразующих определены следующие виды дея­тельности:

  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любозна­тельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
  • художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жиз­ни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
  • трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
  • ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на ра­циональное осмысление общечеловеческих и социальных ценно­стей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
  • свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

 

Направления

Программы (подпрограммы), через которые реализуются дан­ные направления

Ожидаемый результат

Художественно-эстетическое развитие

Программа «Юные таланты »

Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге

Спортивно-оздоровитель­ная работа

Программа «Здо­ровье»

Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы

Шефская рабо­та

Программа «Мило­сердие»

Воспитание гражданственности и нравственности у уча­щихся. Сформированное чувство сострадания и мило­сердия

Информацион­ная работа

Программа «Пресс-центр»

Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жиз­ни школы или класса

Свободное об­щение

Программа «Мир детства»

Формирование и принятие правил жизни школы и клас­са и прав и обязанностей каждого члена школьного и классного коллектива; планирование детьми коллек­тивной внеучебной деятельности

Социально-педагогическая деятельность

Программа «Се­мья».

Подпрограммы:

1. «Проблемные семьи».

2. «Проблемные дети»

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения кон­фликтов

Гражданско-патриотическое

Программа «Я – гражданин».

Высокий уровень самосознания, понимания ценности человеческой жизни.

Верность гражданскому долгу, воспитание чувства гордости  своей Родиной,  готовность к защите отечества.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1-й этап - подготовительный (2006/07 учебный год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и спо­собов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.

Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педаго­гического опыта.

Определение стратегии и тактики деятельности.

Разработка подпрограмм по направлениям.

2-й этап - практический (2007-2009 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школь­ников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделиро­ванию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления.

3-й этап - обобщающий (2009-2011 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Основа - авторская модель организации психологической службы в школе.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности пси­холога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуа­циях школьного взаимодействия.

3адачи:

1. Систематическое отслеживание особенностей    психологического развития  ребенка на различных этапах обучения.

2.  Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3.   Создание  специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,

Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:

  • школьная прикладная психодиагностика;
  • развивающая и психокоррекционная деятельность;
  • консультирование и просвещение педагогов, школьников и их роди­телей;
  • социально-диспетчерская деятельность.

Стержнем данной модели является психолого-педагогический конси­лиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно рас­пределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

Основные циклы сопровождения:

·        прием в 1-й класс;

·        адаптация в начальном звене школы;

·        переход в среднее звено;

·        адаптация в среднем звене;

·        подростковый кризис;

·        адаптация в старшем звене.

Схема 3

Организационная модель

психолого-педагогического сопровождения

 

Плановая сопровождающая работа (сопровождение школьных параллелей: 1-х, 4-5-х, 10-х классов)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Алгоритм работы в данном цикле:

1.    Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.

2.    Проведение первого этапа диагностического обследования (диагно­стический минимум).

3.   Проведение второго этапа психодиагностического обследования
(углубленная диагностика).

4.    Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

5.          Проведение психолого-педагогического консилиума.

6.    Реализация решений консилиума.

7.    Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

 

 

Этапы внедрения модели в школьную практику

1-й этап - подготовительный (2006/07 учебный год):

  • знакомство с авторской моделью организации психологической службы в школе;
  • определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
  • поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения.
  • соотнесение психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника с основополагающими требованиями, разрабо­танными в научной психолого-педагогической литературе.

2-й этап - практический (2007-2009 гг.):

·            введение в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

  • поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;
  • постепенное введение в школьную практику основных циклов со­провождения (по два цикла в год).

3-й этап - обобщающий (2009-2011 гг.):

  • обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эф­фективности проводимой работы;
  •  определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

 

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

1.       Характеристика социокультурной среды школы.

2.       Цели:

 

1.         Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной само­стоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

2.  Ограничить   вредное   воздействие   неблагоприятной   среды   на учаЩИХСЯ.

3.         Задачи:

1.         Профилактика   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних.

2.    Организация занятости детей во внеурочное время.

3.    Совершенствование   работы   по  сотрудничеству  с  социокультурными организациями и учреждениями поселка.

4.    Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.

5.    Создание   благоприятных  условий  для   полноценной   жизни  учащихся и семей «группы риска».

6.    Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.

4. Проблемы:

·        снижение общего культурного и социального уровня населения;

·         высокий   процент   малоимущего   и   неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения в микрорайоне школы;

·        отсутствие нормальных бытовых условий у некоторых   семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных    и    частично благоустроенных домах);

·        низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);

·        недостаточное количество центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время (кроме школ);

5.  Направления работы:

1.  Организация досуга учащихся школы и профориентация.

Этапы реализаци.

 1-й этап (2006-2008 гг.) - подготовительный:

·        диагностика интересов и занятий, учащихся во внеурочное время;

·         наблюдения за изменениями в социокультурной жизни поселка.

2-й этап (2008 г. - на перспективу) - практический:

·        участие во всех мероприятиях района и поселка;

·        расширение сферы сотрудничества с культурными организация­ми и учреждениями поселка и района;

·        расширение сети кружков по интересам в школе;

·        привлечение средств и специалистов по созданию новых кружков, секций, клуба в микрорайоне (через администрацию поселка).

2.  Организация работы с категориями «группы риска».
Этапы реализации

1-й этап (2005-2007 гг.):

·        диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы.

2-й этап (с 2007 г. и на перспективу):

·        мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.

3-й этап (с 2007 г. и на перспективу):

·        коррекционная работа с категориями «группы риска».

6.  Ожидаемые результаты:

·        отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;

·      снижение уровня правонарушений среди учащихся школы.

·      повышение культурного уровня детей и молодежи;

·     обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетво­рение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;

·      снижение социальной напряженности в семьях учащихся.

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

   Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заговорили.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое ме­ста и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимоза­висимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива  и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

I. Целевой блок

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

II. Принципы построения и развития самоуправления.

 

1.           Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов,

учащихся и родителей.

2.     Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3.     Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

4.     Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности

 на основе специфических условий школы.

5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов само­управления.

6.     Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности

 органов самоуправления.

7.     Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

8.     Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

9. Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

 

 

III. Структура школьного самоуправления


Третий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Совет учащихся отряда

 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Собрание отряда

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


система школьного самоуправления имеет 3 уровня:

*        первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;

*         второй - школьное ученическое самоуправление;

*         третий - школьное самоуправление.

Структура первого уровня - ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной классный ученический секторсектор.. Каждый сектор избирает из своего состава командира и помощника, а остальные 2-3 человека - его члены. Из комиссаров экипажей образуется совет учащихся отряда: в него входят 6 комиссаров.

Обязанности членов экипажей:

*        комиссар отвечает за работу каждого члена;

*        старшина отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток

времени;

*        члены отвечают:

а) за дела внутри отряда;

б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;

в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.

Функции совета отряда:подготовка и проведение отрядных собраний;

*         анализ деятельности своих членов;

*        подготовка  информации-отчета и  предложений,  отражающих по­требности детей, в вышестоящие органы.

Высший орган самоуправления - собрание отряда, во главе которого находится командир.

Структура второго уровня - школьное ученическое самоуправле--ие. Это школьные ученические экипажи («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоя­щие из комиссаров классных ученических экипажей. Школьные ученические экипажи возглавляют комиссар и старшина, входящие в данный экипаж. В заботе школьным ученическим экипажам помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

Функции школьных ученических экипажей:

 1. Выработка и принятие решения.

2. Доведение принятого решения до отрядов.

3. Организация выполнения принятого решения.

4. Создание условий для выполнения решения.

5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль,

6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучше­нию общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы.

Комиссары и старшины школьных ученических экипажей составляют совет учащихся школы.

Функции совета учащихся школы:

Проведение анализа работы классных органов самоуправления.

Подготовка анализа и предложений на совет школы.

Анализ работы самих членов.

Обеспечение социальной защиты учащихся.

Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из комиссаров школьных ученических экипажей (6 человек), педагогов (5 че­ловек) и родителей (5 человек). Руководит советом школы директор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz