Проект

 

Утверждено

протокол №__педсовета

от ___________________

председатель педсовета

______В.С.Хуснутдинова

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ СОШ №6

НА 2012-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

 

I. Качественная характеристика.

МОУ СОШ № 6 открыта в 1955 г.

Учредители школы: администрация муниципального образования Северский район, Управление образованием Северского района

Здание школы - типовое, с двумя пристройками. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, медицинский  кабинет. Техническое состояние школы - удовлетворительное.

В 20010-2011 учебном году в школе обучаются 329 учащихся в две смены. Скомплектовано 15 классов.

Школа  работает в режиме: пятидневной учебной недели 1-4, 6-8 классы, шестидневной учебной недели 5,9 10-11 классы.

Продолжительность урока - 45 минут.

Вторая половина дня, суббота - индивидуальные консультации, рабо­та кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.

 

II. Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов в школе - 24:

а) по уровню образования:

 

Высшее педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

19

2

3

-

 

б) по стажу работы:

 

1-4 года

5-10 лет

10-15 лет

15-20 лет

Свыше 20 лет

5

1

3

4

11

 

в) по квалификационным категориям:

 

Работники с высшей категорией

С 1 квалификационной категорией

Со II квалификационной категорией

12

5

2

 

г) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:

Кадрами обеспечены.

Вакансии: нет

 

В школе работает методический совет школы и следующие методические объединения учителей-предметников:

·        филологов;

·        математиков;

·        учителей общественных наук;

·        учителей эстетического цикла;

·        учителей начальных классов;

·        учителей естественных наук;

·        учителей Кубановедения;

·        учителей иностранных языков.

 

III. Особенности управления школой.

Административное управление осуществляет директор и его замести­тели.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через  педагоги­ческий совет, методический совет, общешкольную конференцию.

Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управ­ление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, ин­формационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции (см. схему 1).

 

IV. Социальная среда школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение.  Протяженность микрорайона - несколько километров, включая отдаленные хутора. Культурный центр - ЦКиД, где функционирует кинозал, организована работа кружков, а также есть ДШИ с многопрофильным обучением и спортивный комплекс.

 

V.Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на кон­кретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.

Согласно проведенному исследованию прилагаются следующие схе­мы.

Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со шко­лой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недоста­точное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.

 

VI. Документы, лежащие в основе разработки программы развития:

1.Закон РФ «Об образовании».

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Типовое положение об образовательном учреждении.

5. Нормативно-правовые акты Краснодарского края.

6. правовые акты органов местного самоуправления.

7. Устав школы.

8. Локальные правовые акты школы.

 

VII. Финансовое обеспечение программы

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительно привлеченные средства.

 

VIII. Управление программой

Для управления реализацией программы развития создается методический совет школы.

Сроки реализации программы: сентябрь 2011 года – декабрь 2016 года.

 

 

Схема 1

 

 

Организационная структура управления школой

 

 

Управление образовательным учреждением

 

 

 

 

 

 

Администрация ОУ

 

Общественные организации

 

Родительский комитет

 

Педсовет

 

 

 

 

 

 

 

Профком

 

 

 

 

Директор школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР

 

Зам. директора по ВР

 

Зам.директора по АХР

 

 

 

 

 

 

Учителя-предметники

 

Классные руководители

 

Технический персонал

 

 

Методический совет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

I. Наше видение миссии школы.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

I ступень - начальные классы;

II ступень - основная школа;

III ступень - средняя школа.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализа­цию личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо ставить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

 

- природные задатки  человека,  определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задат­ки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школь­ника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

 

- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семей­ное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число раз­водов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возме­щать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших за­дач школы в современных условиях;

 

- социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая     оказывает на него воздействие опосре­дованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

 

- воспитательное учреждение, в котором получает образова­ние человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реали­зует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

   Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования -мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

 

Система личностно-ориентированного образования в адап­тивной школе должна состоять из следующих подсистем:

 

Система личностно-ориентированного образования

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка

Психологиче­ская служба

2. Классно-урочные занятия

Программа образования

 

 

 

3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили

4. Самообразование

5. Клубная (внеурочная) работа школы

Программа воспитания

 

 

6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление

7. Трудовая деятельность учащихся

Социальная служба

 

 

8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка

 

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на вос­питание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

 

II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

       Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное об­разование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмо­ционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослуш­ного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.

Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

o   отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наи­более отвечающей меняющимся социальным и педагогическим ус­ловиям;

o   обеспечение  равных  условий  для  реализации  конституционного права граждан на образование;

o   создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

o   повышение роли образования в воспитании личности;

o   обеспечение  социальной защищенности участников образователь­ного процесса.

 

Задачи:

o   переход к универсально-профильному образованию;

o   поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

o   поиск содержания и организационных форм включения, учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;

o   определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);

o   активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;

o   совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

o   совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирова­ние у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

o   более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

 

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллек­тив закладывает следующие принципы:

o   гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

o   демократизации управления школой и взаимоотношений учитель­ского и ученического коллективов;

o   преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

 

 

Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманиза­ции образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

I ступень - начальная школа: традиционные программы, пропедевтические курсы.

II ступень - основная школа (5- 9-е классы): расширение круга обра­зовательных услуг за счет вариативной части - факультативов,  групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.

III ступень - средняя школа (10-11-е классы): от изучения предме­тов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.

 

Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы

I этап (2012-2013 гг.) - составление программы развития школы: об­разовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.

II. этап (2014-2015 гг.) - практический - корректирование проектов, ор­ганизация адаптивного учебно-воспитательного процесса.

III. этап (2016-2017 гг.) - результативный - самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

 

III. Модельное представление школы.

На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определен­ная модель работы образовательного учреждения:

Модель работы школы

Ступени образования

Начальная школа 6-9 лет

Основная школа

10-14 лет

Полная средняя школа 15-17 лет

Виды дифференциации

Уровневая, внеш­няя и внутренняя

Уровневая внутренняя

Уровневая профильная

Содержание образования

Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента

 Профили        - филология; 

                         - история;

                         - социология;

                         - иностранные языки.                       

 

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

o   способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потен­циала и развитию его потребностей и способностей в преобразо­вании окружающей действительности и самого себя;

o   пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

        Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности с жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, нали­чии проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро ме­няющихся знаний, должен обеспечить:

а)мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному  освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б)овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

 

Особенности и условия построения личностно ориентирован­ной модели школы:

o   Создание индивидуального облика школы -  выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения все­го коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

o   Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

o   Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогиче­ских технологий, методов и техники работы учителя  личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

o   Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблем­ных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, кол­лективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

 

Ожидаемый результат.

I модуль:

o   создание прочной базы знаний, умений   и навыков, необходимых

o   для перехода в основную школу;

o   содержание обучения должно содействовать развитию любозна­тельности и заинтересованности, осознанию необходимости изу­чаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, полу­чаемой от процесса обучения;

o   учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает ат­мосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успеш­ность его школьной карьеры до самого выпуска);

o   постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным вы­ходом на государственные стандарты на финише;

o   развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II модуль:

o   учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

o   усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умо­заключения, проводить аналогии;

o   развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);

o   расширение содержания образования через введение новых пред­метов, активизацию познавательной деятельности с помощью фа­культативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

o   умение работать с литературой, отбирать и систематизировать на­учный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т. д.;

o   умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

o   сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащим­ся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.

III модуль:

o   конкретизация познавательных интересов учащихся;

o   углубление знаний в предметных различных кафедрах НОУ;

o   групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

o   урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты, коллоквиумы, бло­ки и т.д.

IV модуль:

o   учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высо­кий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, свя­зывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

o   у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и вне-учебных интересов, определяется область профессиональной дея­тельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познава­тельная деятельность подчиняется определенной личностной цели;

o   формирование научного стиля мышления, который, являясь устой­чивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

o   интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальней­шему продолжению образования в техникумах и вузах.

V модуль:

o   формирование мотивации большей части педагогического коллек­тива на начало и продолжение инновационной деятельности;

o   качественный рост профессиональной активности педагогов: изуче­ние и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогическо­го опыта - создание основ банка ППО школы;

o   повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

o   внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;

o   активное участие в ОЭР и научной работе;

o   дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед шко­лой задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цели:

o   Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

o   Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физиче­ской культуре.

o   Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

 

Задачи:

o   Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

o   Пропаганда здорового образа жизни.

o   Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за со­стояние здоровья.

o   Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

 

Проблемы:

o   ухудшение социального положения семей;

o   необеспеченность детей полноценным питанием;

o   достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

o   невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.

 

Здоровьесберегающая деятельность

 

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

Условия

1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей

- Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с 1-го класса в 2012-2013 учебном году;

-анализ состояния здоровья, выявление тенденций

-Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ,  учреждениями культуры;

-использование бюджетных средств, средств родителей и собственных

2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период

-увеличение охвата горячим питанием, организация диетического питания, введение в рацион питания большего количества витаминных и йодосодержащих продуктов

3. Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма

Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирования

-Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ,  учреждениями культуры;

-использование бюджетных средств, средств родителей и собственных

4. Усиление двигательного режима

Проведение физкультминутки в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры, оборудование дополнительного помещения для занятий, приобретение спортинвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и корректирующей гимнастики, творческими кружками

5. Валеологическое и  психологическое сопровождение учебного процесса

- Разработка в 2014 г. и внедрение в учебный план курса валеологии;

-снятие стрессогенных ситуаций;

-проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся «группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми;

-создание кабинета психологической разгрузки

 

Ожидаемые результаты:

o   создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

o   у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогаю­щие избежать опасностей для жизни и здоровья;

o   снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

 

Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требу­ет новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой ка­тегории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у моло­дежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.

В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло дру­гое: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)

В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформи­рованием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов. Происходит дезорганизация жизни семей, разруша­ются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая заня­тость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными пробле­мы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспи­тательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, ре­ально занимающихся развитием детей, - школы.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рас­сматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержа­ние воспитания:

Личность:

o   Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).

o   Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

o   Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.

o   Конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

o   Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.

o   Умеющий посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.

o   Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.

o   Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

o   Знающий психологические основы общения.

o   Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.

o   Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы.

 

1. Основные принципы и функции воспитательного процесса

Содержание воспитания и его организационные формы разрабаты­ваются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обуче­ния и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологиче­ский фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических ка­нонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение лично­сти к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим услови­ям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравст­венного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культур­ных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, кото­рые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятель­ность, субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

o   развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовы­ражению, самореализации;

o   интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

o   защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ре­бенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, со­переживание, взаимопонимание;

o   корректирующую, направленную на коррекцию поведения и обще­ния ребенка с целью предупреждения негативного влияния на фор­мирование личности;

o   компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

o   управленческую, ориентированную на оптимизацию функциониро­вания и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Главная идея, которой педагогический коллектив руководству­ется в организации жизнедеятельности школьников - это идея творчества.

 

2. Целевой блок

Целевая направленность школы - формирование личности, способ­ной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в само­реализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

 

Задачи:

o   Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

o   Создание условий для проявления и раскрытия творческих способно­стей всех участников учебно-воспитательного процесса.

o   Формирование развивающей нравственно и эмоционально благопри­ятной внутренней и внешней среды для становления личности, как ученика, так и учителя.

o   Создание ученического самоуправления.

o   Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвоз­растного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

3. Содержание воспитательной работы

В качестве системообразующих определены следующие виды дея­тельности:

o   познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любозна­тельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

o   художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

o   спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жиз­ни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

o   трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

o   ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на ра­циональное осмысление общечеловеческих и социальных ценно­стей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

o   общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

o   свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

 

Направления

Программы (подпрограммы), через которые реализуются дан­ные направления

Ожидаемый результат

Художественно-эстетическое развитие

Программа «Юные таланты »

Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге

Спортивно-оздоровитель­ная работа

Программа «Здо­ровье»

Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы

Шефская рабо­та

Программа «Мило­сердие»

Воспитание гражданственности и нравственности у уча­щихся. Сформированное чувство сострадания и мило­сердия

Информацион­ная работа

Программа «Пресс-центр»

Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жиз­ни школы или класса

Свободное об­щение

Программа «Мир детства»

Формирование и принятие правил жизни школы и клас­са и прав и обязанностей каждого члена школьного и классного коллектива; планирование детьми коллек­тивной внеучебной деятельности

Социально-педагогическая деятельность

Программа «Се­мья».

Подпрограммы:

1. «Проблемные семьи».

2. «Проблемные дети»

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей. Овладение способами разрешения кон­фликтов

Гражданско-патриотическое

Программа «Я – гражданин».

Высокий уровень самосознания, понимания ценности человеческой жизни.

Верность гражданскому долгу, воспитание чувства гордости  своей Родиной,  готовность к защите отечества.

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1-й этап - подготовительный (2012-2013 учебный год)

o   Аналитико-диагностическая деятельность.

o   Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и спо­собов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.

o   Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педаго­гического опыта.

o   Определение стратегии и тактики деятельности.

o   Разработка подпрограмм по направлениям.

 

2-й этап - практический (2014-2015 гг.)

o   Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школь­ников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

o   Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделиро­ванию и построению воспитательных систем классов.

o   Моделирование системы ученического самоуправления.

 

3-й этап - обобщающий (2016-2017 гг.)

o   Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

o   Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

o   Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

Основа - авторская модель организации психологической службы в школе.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности пси­холога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуа­циях школьного взаимодействия.

 

3адачи:

1. Систематическое отслеживание особенностей    психологического развития  ребенка на различных этапах обучения.

2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3.Создание  специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,

Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:

o   школьная прикладная психодиагностика;

o   развивающая и психокоррекционная деятельность;

o   консультирование и просвещение педагогов, школьников и их роди­телей;

o   социально-диспетчерская деятельность.

Стержнем данной модели является психолого-педагогический конси­лиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно рас­пределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

 

Основные циклы сопровождения:

o   прием в 1-й класс;

o   адаптация в начальном звене школы;

o   переход в среднее звено;

o   адаптация в среднем звене;

o   подростковый кризис;

o   адаптация в старшем звене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная модель психолого-педагогического сопровождения

 

Внеплановое событие (например, конфликтная ситуация)

Специальная диагностика в соответствии с ситуацией

Диагностический минимум

Психолого-педагогический консилиум (сборка целостного портрета ребенка; выработка стратгии сопровождения)

Выдвижение гипотезы о причинах проблемы

Появление нового ребенка, нового класса

Запрос родителей или педагогов

Углубленная диагностика в соответствии с гипотезой: дифференциация нормы и патологии; изучение особенностей познавательной деятельности; изучение мотивационно-личностных особенностей

Работа по направлениям

Основные направления: организационная работа с администрацией; консультационно-методическая работа с педагогами; просветительская и консультативная работа с родителями.

Возможные направления: коррекционно-развивающая работа с детьми; консультирование подростков

Проверка запроса на обоснованность

Работа с автором запроса; консультирование и методическая помощь; диспетчерская работа

Плановая сопровождающая работа (сопровождение школьных параллелей: 1-х, 4-5-х, 10-х классов)

Уточнение ситуации: беседа, анализ документов

 

 

 

 

 


Алгоритм работы в данном цикле:

o   Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.

o   Проведение первого этапа диагностического обследования (диагно­стический минимум).

o   Проведение второго этапа психодиагностического обследования
(углубленная диагностика).

o   Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

o   Проведение психолого-педагогического консилиума.

o   Реализация решений консилиума.

o   Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

 

Этапы внедрения модели в школьную практику

 

1-й этап - подготовительный (2012-2013 учебный год):

o   знакомство с авторской моделью организации психологической службы в школе;

o   определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

o   поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения.

o   соотнесение психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника с основополагающими требованиями, разрабо­танными в научной психолого-педагогической литературе.

 

2-й этап - практический (2014-2015 гг.):

o   введение в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

o   поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;

o   постепенное введение в школьную практику основных циклов со­провождения (по два цикла в год).

 

3-й этап - обобщающий (2016-2017 гг.):

o   обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эф­фективности проводимой работы;

o   определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

 

Характеристика социокультурной среды школы.

Цели:

Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной само­стоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

Ограничить   вредное   воздействие   неблагоприятной   среды   на учащихся.

 

Задачи:

o   Профилактика   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних.

o   Организация занятости детей во внеурочное время.

o   Совершенствование   работы   по  сотрудничеству  с  социокультурными организациями и учреждениями поселка.

o   Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.

o   Создание   благоприятных  условий  для   полноценной   жизни  учащихся и семей «группы риска».

o   Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.

 

Проблемы:

o   снижение общего культурного и социального уровня населения;

o   высокий   процент   малоимущего   и   неблагополучного (пьянство, алкоголизм) населения в микрорайоне школы;

o   отсутствие нормальных бытовых условий у некоторых   семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных    и    частично благоустроенных домах);

o   низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);

o   недостаточное количество центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время (кроме школ);

 

Направления работы:

Организация досуга учащихся школы и профориентация.

 

Этапы реализации.

 

1-й этап (2012-2013 гг.) - подготовительный:

o   диагностика интересов и занятий, учащихся во внеурочное время;

o   наблюдения за изменениями в социокультурной жизни поселка.

 

2-й этап (20014 г. - на перспективу) - практический:

o   участие во всех мероприятиях района и поселка;

o   расширение сферы сотрудничества с культурными организация­ми и учреждениями поселка и района;

o   расширение сети кружков по интересам в школе;

o   привлечение средств и специалистов по созданию новых кружков, секций, клуба в микрорайоне (через администрацию поселка).

 

Организация работы с категориями «группы риска».

Этапы реализации

 

1-й этап (2012-2013 гг.):

o   диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы.

2-й этап (с 2014 г. и на перспективу):

o   мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.

3-й этап (с 2014 г. и на перспективу):

o   коррекционная работа с категориями «группы риска».

 

Ожидаемые результаты:

o   отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;

o   снижение уровня правонарушений среди учащихся школы.

o   повышение культурного уровня детей и молодежи;

o   обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетво­рение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;

o   снижение социальной напряженности в семьях учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заговорили.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое ме­ста и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимоза­висимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива  и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

 

I. Целевой блок

 

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

 

Задачи:

1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

II. Принципы построения и развития самоуправления.

o   Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов,

o   учащихся и родителей.

o   Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

o   Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

o   Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности

o   на основе специфических условий школы.

o   Широкая гласность и открытость в деятельности органов само­управления.

o   Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности

o   органов самоуправления.

o   Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

o   Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

o   Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

 

 

III. Структура школьного самоуправления

 

 

Третий уровень

Второй уровень

Совет учащихся школы

Школьные ученические секторы:

1. Наука и образование.

2. Труд и порядок.

3. Спорт и здоровье.

4. Досуг.

5. Забота.

6. Пресс-центр.

Первый уровень

Собрание отряда

Совет учащихся отряда

Классные ученические секторы:

 1. Наука и образование.

2. Труд и порядок.

3. Спорт и здоровье.

4. Досуг.

5. Забота.

6. Пресс-центр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:

первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;

второй - школьное ученическое самоуправление;

третий - школьное самоуправление.

 

Структура первого уровня - ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной классный ученический секторсектор.. Каждый сектор избирает из своего состава командира и помощника, а остальные 2-3 человека - его члены. Из комиссаров экипажей образуется совет учащихся отряда: в него входят 6 комиссаров.

Обязанности членов экипажей:

- комиссар отвечает за работу каждого члена;

- старшина отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток

времени;

- члены отвечают:

а) за дела внутри отряда;

б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;

в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.

Функции совета отряда:

- подготовка и проведение отрядных собраний;

- анализ деятельности своих членов;

- подготовка  информации-отчета и  предложений,  отражающих по­требности детей, в вышестоящие органы.

Высший орган самоуправления - собрание отряда, во главе которого находится командир.

 

Структура второго уровня - школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические экипажи («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоя­щие из комиссаров классных ученических экипажей. Школьные ученические экипажи возглавляют комиссар и старшина, входящие в данный экипаж. В заботе школьным ученическим экипажам помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

Функции школьных ученических экипажей:

1. Выработка и принятие решения.

2. Доведение принятого решения до отрядов.

3. Организация выполнения принятого решения.

4. Создание условий для выполнения решения.

5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль,

6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучше­нию общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы.

Комиссары и старшины школьных ученических экипажей составляют совет учащихся школы.

Функции совета учащихся школы:

o   Проведение анализа работы классных органов самоуправления.

o   Подготовка анализа и предложений на совет школы.

o   Анализ работы самих членов.

o   Обеспечение социальной защиты учащихся.

 

Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из комиссаров школьных ученических экипажей (6 человек), педагогов (5 че­ловек) и родителей (5 человек). Руководит советом школы директор.

 

 

 

 

Hosted by uCoz