Проект
Утверждено
протокол
№__педсовета
от
___________________
председатель
педсовета
______В.С.Хуснутдинова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ СОШ №6
НА 2012-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
I.
Качественная характеристика.
МОУ СОШ № 6 открыта в
Учредители школы: администрация
муниципального образования Северский район, Управление образованием Северского
района
Здание школы - типовое, с двумя
пристройками. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, медицинский кабинет. Техническое состояние школы -
удовлетворительное.
В 20010-2011 учебном году в школе
обучаются 329 учащихся в две смены. Скомплектовано 15 классов.
Школа
работает в режиме: пятидневной учебной недели 1-4, 6-8 классы, шестидневной
учебной недели 5,9 10-11 классы.
Продолжительность урока - 45 минут.
Вторая половина дня, суббота -
индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов,
общешкольные творческие дела и дела классов.
II.
Характеристика педагогического коллектива.
Всего педагогов в школе - 24:
а) по уровню образования:
Высшее
педагогическое |
Незаконченное
высшее |
Среднее
специальное |
Среднее |
19 |
2 |
3 |
- |
б) по стажу работы:
1-4 года |
5-10 лет |
10-15 лет |
15-20 лет |
Свыше 20 лет |
5 |
1 |
3 |
4 |
11 |
в) по квалификационным категориям:
Работники с
высшей категорией |
С 1
квалификационной категорией |
Со II
квалификационной категорией |
12 |
5 |
2 |
г) обеспеченность кадрами и возможность
вакансий:
Кадрами обеспечены.
Вакансии: нет
В школе работает методический совет
школы и следующие методические объединения учителей-предметников:
·
филологов;
·
математиков;
·
учителей
общественных наук;
·
учителей
эстетического цикла;
·
учителей
начальных классов;
·
учителей
естественных наук;
·
учителей
Кубановедения;
·
учителей
иностранных языков.
III.
Особенности управления школой.
Административное управление осуществляет
директор и его заместители.
Основной функцией директора школы
является координация усилий всех участников образовательного процесса
через педагогический совет, методический
совет, общешкольную конференцию.
Заместители директора реализуют, прежде
всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют
мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую,
организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и
оценочно-результативную функции (см. схему 1).
IV.
Социальная среда школы.
На образовательную ситуацию в школе
большое влияние оказывает ее расположение.
Протяженность микрорайона - несколько километров, включая отдаленные
хутора. Культурный центр - ЦКиД, где функционирует кинозал, организована работа
кружков, а также есть ДШИ с многопрофильным обучением и спортивный комплекс.
V.Субъекты
и источники социального заказа школы.
Деятельность школы осуществляется с
учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей
учащихся школы.
Согласно проведенному исследованию
прилагаются следующие схемы.
Большинство родителей ограничивают свое
сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют
недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они
ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние
специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие
способностей.
VI.
Документы, лежащие в основе разработки программы развития:
1.Закон РФ «Об образовании».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Типовое положение об образовательном
учреждении.
5. Нормативно-правовые акты
Краснодарского края.
6. правовые акты органов местного
самоуправления.
7. Устав школы.
8. Локальные правовые акты школы.
VII.
Финансовое обеспечение программы
Выполнение программы обеспечивается за
счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительно привлеченные
средства.
VIII.
Управление программой
Для управления реализацией программы
развития создается методический совет школы.
Сроки реализации программы: сентябрь
2011 года – декабрь 2016 года.
Схема 1
Организационная структура управления школой
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Администрация ОУ |
|
Общественные организации |
|
Родительский комитет |
|
Педсовет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зам. директора по УВР |
|
Зам. директора по ВР |
|
Зам.директора по АХР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учителя-предметники |
|
Классные руководители |
|
Технический персонал |
|
|
Методический совет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
I.
Наше видение миссии школы.
Мы хотим
построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная
школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и
обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках
трех ступеней:
I ступень
- начальные классы;
II ступень - основная школа;
III ступень - средняя школа.
В течение нескольких лет педагогический
коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии.
Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею -
реализацию личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование -
это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика
развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть
сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам,
необходимое для образования, выступает как средство образования.
Чтобы правильно организовать
личностно-ориентированное образование учащихся, надо ставить те условия и
факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими
условиями и факторами являются:
- природные
задатки человека, определяющие возможности развития его
личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными
и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти
задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены
неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются,
развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть
направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов
и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
- особенности
семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает
тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании,
огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не
получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки
семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных
условиях;
- социальная
среда, в которой живет и развивается человек.
Это
и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая,
которая оказывает на него воздействие
опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей,
господствующих взглядов;
- воспитательное
учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое
это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая
в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят
особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования -мы
выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует
личностно-ориентированную концепцию образования.
Система
личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из
следующих подсистем:
Система
личностно-ориентированного образования |
|
1.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
Психологическая
служба |
2.
Классно-урочные занятия |
Программа
образования |
3.
Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили |
|
4.
Самообразование |
|
5.
Клубная (внеурочная) работа школы |
Программа
воспитания |
6.
Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление |
|
7.
Трудовая деятельность учащихся |
Социальная
служба |
8.
Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка |
Личностно-ориентированное образование в
школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью,
ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися
ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной,
осмысленной и творческой жизнью.
II.
Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
Учащиеся в школе, осуществляющей
личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и
воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они
могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и
подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного,
законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего
своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.
Исходя из этого школа ставит перед собой
следующие цели:
o
отработка
модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся
социальным и педагогическим условиям;
o
обеспечение равных
условий для реализации
конституционного права граждан на образование;
o
создание
условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
o
повышение
роли образования в воспитании личности;
o
обеспечение социальной защищенности участников
образовательного процесса.
Задачи:
o
переход
к универсально-профильному образованию;
o
поиск
новых форм наполнения содержанием БУП;
o
поиск
содержания и организационных форм включения, учащихся в учебное научное
исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по
выбору;
o
определение
педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего
формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные
зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и
самоуправления);
o
активизация
деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
o
совершенствование
работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов
образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
o
совершенствование
системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровье сберегающих
технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему
здоровью;
o
более
глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное
использование возможностей.
В основу учебно-образовательного
процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
o
гуманизации
образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного
процесса;
o
демократизации
управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
o
преемственности
в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и
обогащение.
Перспективы
и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения
Сложившаяся система работы школы
позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения
дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы
психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации
учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
I ступень -
начальная школа:
традиционные программы, пропедевтические курсы.
II ступень - основная
школа (5- 9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счет
вариативной части - факультативов,
групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.
III ступень -
средняя школа (10-11-е классы): от изучения предметов по выбору к
профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.
Этапы
освоения и внедрения новой концепции развития школы
I этап (2012-2013
гг.)
- составление программы развития школы: образовательных и воспитательных
проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
II. этап (2014-2015
гг.)
- практический - корректирование проектов, организация адаптивного
учебно-воспитательного процесса.
III. этап (2016-2017
гг.)
- результативный - самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения,
воспитания и развития.
III. Модельное
представление школы.
На протяжении нескольких лет в школе
реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании,
сложилась определенная модель работы образовательного учреждения:
Модель
работы школы |
|||
Ступени
образования |
Начальная
школа 6-9 лет |
Основная
школа 10-14
лет |
Полная
средняя школа 15-17 лет |
Виды
дифференциации |
Уровневая,
внешняя и внутренняя |
Уровневая
внутренняя |
Уровневая
профильная |
Содержание
образования |
Предметы,
обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального
компонента Профили - филология; - история; - социология; - иностранные
языки. |
В
основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе
положен системно-деятельный подход, который:
o
способствует
раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его
потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и
самого себя;
o
пробуждает
деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с
детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и
творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс,
ориентированный на подготовку личности с жизни в современном мире,
характеризующемся нестабильностью, наличии проблем и проблемных ситуаций во
всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
а)мобильность
выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе
требуемых умений;
б)овладение
поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения личностно
ориентированной модели школы:
o
Создание
индивидуального облика школы - выявление
оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего
коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
o
Отношения
учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга,
соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
o
Позицию
учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и
принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и
техники работы учителя
личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
o
Дифференциация
и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных
уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а
также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной,
микрогрупповой, бригадной и т.д.).
Ожидаемый
результат.
I модуль:
o
создание
прочной базы знаний, умений и навыков,
необходимых
o
для
перехода в основную школу;
o
содержание
обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности,
осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной
удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
o
учитель
вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной
включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных
знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении
различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность
его школьной карьеры до самого выпуска);
o
постепенное
наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные
стандарты на финише;
o
развивая
личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого
коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
II модуль:
o
учащиеся
переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний,
получаемых по разным дисциплинам;
o
усваивая
учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать
умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;
o
развитие
навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся
мыслить);
o
расширение
содержания образования через введение новых предметов, активизацию
познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих
часов и т.д.;
o
умение
работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать
сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.
д.;
o
умение
использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при
изучении другого;
o
сохраняется
необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или
коррекционные групповые занятия.
III модуль:
o
конкретизация
познавательных интересов учащихся;
o
углубление
знаний в предметных различных кафедрах НОУ;
o
групповая
и индивидуальная исследовательская деятельность;
o
урочная
учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня:
лекции, семинары, зачеты, коллоквиумы, блоки и т.д.
IV модуль:
o
учитель
- научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и
абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и
доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять
широкие аналогии;
o
у
учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и вне-учебных интересов,
определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов
относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной
личностной цели;
o
формирование
научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности,
выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к
самостоятельному добыванию знаний;
o
интеллектуальная
и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в
техникумах и вузах.
V модуль:
o
формирование
мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение
инновационной деятельности;
o
качественный
рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО;
обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО
школы;
o
повышение
квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных
объединениях учителей;
o
внедрение
в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;
o
активное
участие в ОЭР и научной работе;
o
дальнейшее
формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.
УКРЕПЛЕНИЕ
И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Цели:
o
Создание
условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового
образа жизни.
o
Формирование
осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
o
Достижение
допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
Задачи:
o
Улучшение
медицинского обслуживания детей и работников школы.
o
Пропаганда
здорового образа жизни.
o
Формирование
стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
o
Обучение
приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной
безопасности, экологической и общей культуры.
Проблемы:
o
ухудшение
социального положения семей;
o
необеспеченность
детей полноценным питанием;
o
достаточно
высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания
и развития своих детей;
o
невысокий
уровень общей культуры в микросоциуме школы.
Здоровьесберегающая
деятельность
Основные направления |
Мероприятия, рассчитанные на перспективу |
Условия |
1.
Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей |
-
Ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами
по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с
1-го класса в 2012-2013 учебном году; -анализ
состояния здоровья, выявление тенденций |
-Взаимодействие
с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ,
учреждениями культуры; -использование
бюджетных средств, средств родителей и собственных |
2.
Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний
период |
-увеличение
охвата горячим питанием, организация диетического питания, введение в рацион
питания большего количества витаминных и йодосодержащих продуктов |
|
3.
Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма |
Постоянный
контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора,
своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка
инструкций по ТБ, инструктирования |
-Взаимодействие
с медицинскими учреждениями поселка, ДЮСШ,
учреждениями культуры; -использование
бюджетных средств, средств родителей и собственных |
4.
Усиление двигательного режима |
Проведение
физкультминутки в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры,
оборудование дополнительного помещения для занятий, приобретение
спортинвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и корректирующей
гимнастики, творческими кружками |
|
5.
Валеологическое и психологическое
сопровождение учебного процесса |
-
Разработка в 2014 г. и внедрение в учебный план курса валеологии; -снятие
стрессогенных ситуаций; -проведение
психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся
«группы риска», методические рекомендации по работе с этими детьми; -создание
кабинета психологической разгрузки |
Ожидаемые
результаты:
o
создание
благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья,
воспитанию и развитию личности;
o
у
учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать
опасностей для жизни и здоровья;
o
снижение
заболеваемости среди учащихся и педагогов.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Современная жизнь с ее социально-экономическими
реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.
Что такое воспитание? Педагогическая
наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных
определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче
социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании
у молодежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на
практике.
В последние годы на смену этому понятию
о воспитании пришло другое: воспитание - это целенаправленное управление
процессом развития личности (Х.И. Лийметс)
В настоящее время в области воспитания
существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и
политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация
доходов. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся
традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или,
напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и
проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров,
так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с
социумом, с другими людьми.
В то же время медики, социологи,
психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных
из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим
себе.
Все это делает очевидной необходимость
повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных
институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.
Школа должна стремиться выпускать из
своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности.
Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и
как содержание воспитания:
Личность:
o
Понимающий
жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).
o
Способный
сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
o
Умеющий
и желающий образовываться на протяжении всей жизни.
o
Конкурентоспособный,
умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
o
Устремленный
к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.
o
Умеющий
посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.
o
Стремящийся
к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
o
Знающий
и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.
o
Знающий
психологические основы общения.
o
Имеющий
развитое творческое начало, чувство эстетической меры.
o
Воплощающий
в своей практической жизни идею возобновления природы.
1. Основные
принципы и функции воспитательного процесса
Содержание воспитания и его
организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих
воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую
личность.
Первый
принцип
- гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо
учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним
предельно бережно.
Второй
принцип
- гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения
всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях,
формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся
различные составляющие национальной культуры.
Третий
принцип
раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо
воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина,
просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей
профессии.
Четвертый
принцип
- самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию
школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым
экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и
нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных
и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию
условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей,
дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность
оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность,
субъективную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности,
проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные
личностные качества.
Воспитательная система школы
предполагает следующие функции:
o
развивающую,
направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой
личности, способной к самовыражению, самореализации;
o
интегрирующую,
обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
o
защитную,
способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе
которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
o
корректирующую,
направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения
негативного влияния на формирование личности;
o
компенсирующую,
предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации
творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность
совместной деятельности детей и взрослых;
o
управленческую,
ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание
условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников
воспитательной системы.
Главная идея,
которой педагогический коллектив руководствуется в организации
жизнедеятельности школьников - это идея творчества.
2. Целевой блок
Целевая
направленность школы
- формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной
жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и
профессиональной деятельности.
Задачи:
o
Определение
и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального
развития ребенка, профессионального роста педагога.
o
Создание
условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников
учебно-воспитательного процесса.
o
Формирование
развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней
среды для становления личности, как ученика, так и учителя.
o
Создание
ученического самоуправления.
o
Развитие
и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного
общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого
ученика.
3. Содержание
воспитательной работы
В качестве системообразующих определены
следующие виды деятельности:
o
познавательная
деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая
потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
o
художественная
деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
o
спортивная
деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и
высокой гигиене жизни;
o
трудовая
деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда,
положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности,
отношения к людям и прежде всего к самому себе;
o
ценностно-ориентировочная
деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его
проявлениях;
o
общественная
деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая
его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
o
свободное
общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от
предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с
другим человеком.
Решению поставленных цели и задач
призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления |
Программы (подпрограммы), через которые
реализуются данные направления |
Ожидаемый результат |
Художественно-эстетическое
развитие |
Программа
«Юные таланты » |
Развитое
чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в
культурном досуге |
Спортивно-оздоровительная
работа |
Программа
«Здоровье» |
Развитие
чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к
окружающей жизни людей и природы |
Шефская
работа |
Программа
«Милосердие» |
Воспитание
гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство
сострадания и милосердия |
Информационная
работа |
Программа
«Пресс-центр» |
Оперативно
и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка
высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни
школы или класса |
Свободное
общение |
Программа
«Мир детства» |
Формирование
и принятие правил жизни школы и класса и прав и обязанностей каждого члена
школьного и классного коллектива; планирование детьми коллективной
внеучебной деятельности |
Социально-педагогическая
деятельность |
Программа
«Семья». Подпрограммы:
1.
«Проблемные семьи». 2.
«Проблемные дети» |
Укрепление
связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического
просвещения родителей. Овладение способами разрешения конфликтов |
Гражданско-патриотическое |
Программа
«Я – гражданин». |
Высокий
уровень самосознания, понимания ценности человеческой жизни. Верность
гражданскому долгу, воспитание чувства гордости своей Родиной, готовность к защите отечества. |
ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1-й этап -
подготовительный (2012-2013 учебный год)
o
Аналитико-диагностическая
деятельность.
o
Поиск
и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с
учетом личностно значимой модели образования.
o
Изучение
современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
o
Определение
стратегии и тактики деятельности.
o
Разработка
подпрограмм по направлениям.
2-й этап -
практический (2014-2015 гг.)
o
Апробация
и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных
технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и
психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и
раскрытия его индивидуальных особенностей.
o
Осуществление
опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению
воспитательных систем классов.
o
Моделирование
системы ученического самоуправления.
3-й этап -
обобщающий (2016-2017 гг.)
o
Обработка
и интерпретация данных за 5 лет.
o
Соотношение
результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
o
Определение
перспектив и путей дальнейшего развития школы.
МОДЕЛЬ
ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Основа - авторская
модель организации психологической службы в школе.
Сопровождение - это система
профессиональной деятельности психолога, направленная на создание
социально-психологических условий для полноценного развития и успешного
обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.
3адачи:
1.
Систематическое отслеживание особенностей
психологического развития ребенка
на различных этапах обучения.
2.Создание
в данной педагогической среде психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения.
3.Создание специальных социально-психологических условий
для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,
Важнейшие
направления
практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:
o
школьная
прикладная психодиагностика;
o
развивающая
и психокоррекционная деятельность;
o
консультирование
и просвещение педагогов, школьников и их родителей;
o
социально-диспетчерская
деятельность.
Стержнем
данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет
объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов
учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и
полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу
индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и
ответственность за ее реализацию.
Основные
циклы сопровождения:
o
прием
в 1-й класс;
o
адаптация
в начальном звене школы;
o
переход
в среднее звено;
o
адаптация
в среднем звене;
o
подростковый
кризис;
o
адаптация
в старшем звене.
Организационная
модель психолого-педагогического сопровождения
Внеплановое событие
(например, конфликтная ситуация) Специальная диагностика в
соответствии с ситуацией Диагностический минимум Психолого-педагогический
консилиум (сборка целостного портрета
ребенка; выработка стратгии
сопровождения) Выдвижение гипотезы о
причинах проблемы Появление нового ребенка,
нового класса Запрос родителей или
педагогов Углубленная диагностика в
соответствии с гипотезой: дифференциация нормы и патологии; изучение
особенностей познавательной деятельности; изучение мотивационно-личностных
особенностей Работа по направлениям Основные направления:
организационная работа с администрацией; консультационно-методическая
работа с педагогами; просветительская и консультативная работа с
родителями. Возможные направления:
коррекционно-развивающая работа с детьми; консультирование подростков Проверка запроса на
обоснованность Работа с автором запроса;
консультирование и методическая помощь; диспетчерская работа Плановая сопровождающая
работа (сопровождение школьных
параллелей: 1-х, 4-5-х, 10-х классов)
Уточнение ситуации:
беседа, анализ документов
Алгоритм работы
в данном цикле:
o
Организационная
и методическая подготовка к проведению цикла.
o
Проведение
первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).
o
Проведение
второго этапа психодиагностического обследования
(углубленная диагностика).
o
Подготовка
к психолого-педагогическому консилиуму.
o
Проведение
психолого-педагогического консилиума.
o
Реализация
решений консилиума.
o
Планирование
и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
Этапы
внедрения модели в школьную практику
1-й этап -
подготовительный (2012-2013 учебный год):
o
знакомство
с авторской моделью организации психологической службы в школе;
o
определение
стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
o
поиск
и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную
практику идеи психолого-педагогического сопровождения.
o
соотнесение
психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника с основополагающими
требованиями, разработанными в научной психолого-педагогической литературе.
2-й этап -
практический (2014-2015 гг.):
o
введение
в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиумов, отработка
навыка ведения консилиума;
o
поиск
оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;
o
постепенное
введение в школьную практику основных циклов сопровождения (по два цикла в
год).
3-й этап -
обобщающий (2016-2017 гг.):
o
обработка
и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой
работы;
o
определение
перспектив и путей дальнейшего развития школы.
МОДЕЛЬ
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ПРОСТРАНСТВА
ШКОЛЫ
Характеристика социокультурной среды школы.
Цели:
Способствовать
организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной
жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить
собственную жизнь.
Ограничить вредное
воздействие неблагоприятной среды
на учащихся.
Задачи:
o
Профилактика безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних.
o
Организация
занятости детей во внеурочное время.
o
Совершенствование работы
по сотрудничеству с
социокультурными организациями и учреждениями поселка.
o
Социальная
защита прав несовершеннолетних и их семей.
o
Создание благоприятных условий
для полноценной жизни
учащихся и семей «группы риска».
o
Развитие
известных и поиск новых форм досуговой деятельности.
Проблемы:
o
снижение
общего культурного и социального уровня населения;
o
высокий процент
малоимущего и неблагополучного (пьянство, алкоголизм)
населения в микрорайоне школы;
o
отсутствие
нормальных бытовых условий у некоторых
семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных и
частично благоустроенных домах);
o
низкий
уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);
o
недостаточное
количество центров для организованного досуга населения и для занятия
подростков во внеурочное время (кроме школ);
Направления
работы:
Организация
досуга учащихся школы и профориентация.
Этапы
реализации.
1-й этап
(2012-2013 гг.) - подготовительный:
o
диагностика
интересов и занятий, учащихся во внеурочное время;
o
наблюдения
за изменениями в социокультурной жизни поселка.
2-й этап (20014
г. - на перспективу) - практический:
o
участие
во всех мероприятиях района и поселка;
o
расширение
сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями поселка и
района;
o
расширение
сети кружков по интересам в школе;
o
привлечение
средств и специалистов по созданию новых кружков, секций, клуба в микрорайоне
(через администрацию поселка).
Организация
работы с категориями «группы риска».
Этапы реализации
1-й этап
(2012-2013 гг.):
o
диагностика
состояния социальной среды микрорайона и школы.
2-й этап (с 2014
г. и на перспективу):
o
мониторинг
изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.
3-й этап (с 2014
г. и на перспективу):
o
коррекционная
работа с категориями «группы риска».
Ожидаемые
результаты:
o
отсутствие
безнадзорных детей в микрорайоне школы;
o
снижение
уровня правонарушений среди учащихся школы.
o
повышение
культурного уровня детей и молодежи;
o
обеспечение
занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в
занятиях по интересам и самовыражении;
o
снижение
социальной напряженности в семьях учащихся.
ШКОЛЬНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Когда начавшаяся перестройка вторглась в
детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с
пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и
заговорили.
Школьное самоуправление - это режим
протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может
определить свое места и реализовать свои способности и возможности.
Школьное самоуправление предусматривает
вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание
работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами
и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости
и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни
и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует
обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи
взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.
Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями,
может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую
деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании
самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления
заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей
основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой,
своей жизнью в коллективе.
I. Целевой блок
Цель - формирование
высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к
ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и
учеников разных возрастов.
Задачи:
1.
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей
социализацию каждого ребенка.
2.
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей
школьника в общественно-целостные отношения.
3.
Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного
общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
II. Принципы
построения и развития самоуправления.
o
Выборность
всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов,
o
учащихся
и родителей.
o
Педагогическое
руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
o
Разделение
полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
o
Выбор
содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности
o
на
основе специфических условий школы.
o
Широкая
гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
o
Свобода
критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности
o
органов
самоуправления.
o
Систематическая
сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
o
Гуманность
к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
o
Приоритетность
непосредственной демократии над демократией представительной.
III. Структура
школьного самоуправления
Третий уровень Второй уровень Совет учащихся школы Школьные
ученические секторы: 1. Наука и образование. 2. Труд и порядок. 3. Спорт и здоровье. 4. Досуг. 5. Забота. 6. Пресс-центр. Первый уровень Собрание отряда Совет учащихся отряда Классные
ученические секторы: 1. Наука и образование. 2. Труд и порядок. 3. Спорт и здоровье. 4. Досуг. 5. Забота. 6. Пресс-центр.
Система
школьного самоуправления имеет 3 уровня:
первый
(базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;
второй
- школьное ученическое самоуправление;
третий
- школьное самоуправление.
Структура
первого уровня
- ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). Каждый
учащийся входит в тот или иной классный ученический секторсектор.. Каждый
сектор избирает из своего состава командира и помощника, а остальные 2-3
человека - его члены. Из комиссаров экипажей образуется совет учащихся отряда:
в него входят 6 комиссаров.
Обязанности членов экипажей:
-
комиссар отвечает за работу каждого члена;
-
старшина отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток
времени;
-
члены отвечают:
а)
за дела внутри отряда;
б)
за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;
в)
за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.
Функции совета отряда:
-
подготовка и проведение отрядных собраний;
-
анализ деятельности своих членов;
-
подготовка информации-отчета и предложений,
отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.
Высший орган самоуправления - собрание
отряда, во главе которого находится командир.
Структура
второго уровня
- школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические экипажи («Наука
и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота»,
«Пресс-центр»), состоящие из комиссаров классных ученических экипажей.
Школьные ученические экипажи возглавляют комиссар и старшина, входящие в данный
экипаж. В заботе школьным ученическим экипажам помогают педагоги-консультанты,
в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать
помощь.
Функции школьных ученических экипажей:
1.
Выработка и принятие решения.
2.
Доведение принятого решения до отрядов.
3.
Организация выполнения принятого решения.
4.
Создание условий для выполнения решения.
5.
Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка
деятельности, контроль,
6.
Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной
жизни на совет учащихся школы и совет школы.
Комиссары и старшины школьных
ученических экипажей составляют совет учащихся школы.
Функции совета учащихся школы:
o
Проведение
анализа работы классных органов самоуправления.
o
Подготовка
анализа и предложений на совет школы.
o
Анализ
работы самих членов.
o
Обеспечение
социальной защиты учащихся.
Структура
третьего уровня.
Это совет школы, который состоит из комиссаров школьных ученических экипажей (6
человек), педагогов (5 человек) и родителей (5 человек). Руководит советом
школы директор.