Психологические советы
по подготовке к экзамену
1. Вхождение в
структурность: всем трудно начинать непривычное для
себя дело или входить в непривычный для себя режим дня или работы. Мы пытаемся
отложить это на потом. Однако потом может не наступить. Вы должны выделить для
нового дела время, и тратить его только на уговоры себя и на мучения, т.к.
сначала ничего не будет получаться. И, возможно, после недели мучений вы
включитесь в новый для вас режим дня и начнете готовиться к экзамену.
2. Связь уровня беспокойства с уровнем притязаний.
Чтобы уменьшить тревогу и беспокойство перед экзаменом, необходимо серьезно
готовиться к экзамену на протяжении длительного периода времени. Однако если вы
мало знаете, но при этом имеете высокий уровень притязаний, связанный с
поступлением, у вас будут выражены беспокойство и тревога. Для снятия их необходимо
или хорошо подготовиться, или снизить уровень притязаний, связанный с
поступлением.
3. Понимание, а не запоминание.
Важно при подготовке к экзаменам понимать изучаемый материал, а не запоминать
его механически. Механическая память относится к разряду кратковременных: если
вы чего не поняли, вы можете это быстро забыть. Итак, установка должна быть не
на запоминание, а на понимание, за исключением некоторых материалов, которые
требуют механического запоминания (исторические даты, исключения из правил
правописания и т.п.)
4. Упражнения для механического запоминания:
для улучшения механического запоминания дат, цифр, символов и т.п. необходимо
создать яркие ассоциативные образы, причем желательно, чтобы эти образы были
нестандартными и имели связь с запоминаемым контекстом.
5. Не рекомендуется изучать новый
материал непосредственно
перед экзаменом (за одну, две недели). Он может заслонить собой старый
материал, затруднить его припоминание. Лучше за две недели перед экзаменом
заниматься повторением, закреплением пройденного материала.
6. Отдых перед экзаменом. За два - три дня до
экзамена необходимо прекратить подготовку к нему - больше развлекайтесь,
отдыхайте.
7. Физическая подготовка. Для того, чтобы быть в
хорошей интеллектуальной форме, сохранять свое физическое и психическое
здоровье, необходимы
определенные
физические нагрузки. Физические нагрузки для каждого индивидуальны, но
десятиминутные разминочные упражнения могут быть рекомендованы всем по мере
необходимости в перерывах между интеллектуальной деятельностью, а именно:
•
круговые движения головой для того, чтобы снять напряжение
с шейных позвонков;
•
массаж шейных позвонков и в особенности 7-го шейного позвонка;
•
наклоны туловища или "танец живота";
•
упражнение "ванька-встанька": лежа на спине приподнимать и
опускать ноги за голову;
•
массаж спины или всего тела.
Эти упражнения и
массаж позволяют снять психическое и физическое напряжения и регулируют правильное
течение жизненной энергии ЦИ, для которой необходима гибкость позвоночника. Поэтому
все эти упражнения, так или иначе, связаны с позвоночником.
8. Наиболее удобная поза для занятий,
способствующая усилению интеллектуальной энергии - поза ученика: ноги под
собой, или поза ложного лотоса: ноги скрещены. Наша обычная поза, когда мы
сидим на стуле, а ноги свешены - не самая оптимальная для занятий. Итак, чем
ближе ступни ног к корпусу тела, тем эффективнее распределяется наша энергетика
при интеллектуальной деятельности.
9. Советы по поводу питания:
ваша еда должна быть богата витаминами и микроэлементами и должна быть
калорийной, т.к. на интеллектуальную деятельность организм расходует больше
энергии, чем на физические нагрузки (мясо, рыба, цветная капуста, шоколад, и
т.п., витамин С)
10. Определенная доза развлечений:
не лишайте себя развлечений во время подготовки к экзамену: награждайте себя за
успешную неделю занятий одним днем отдыха и развлечений. Иначе может возникнуть
переутомление, которое может свести на нет все ваши усилия по подготовке.
Основные признаки переутомления: плохое настроение, раздражительность,
отсутствие интереса, снижение интеллектуальной деятельности: плохой анализ,
синтез, понимание, запоминание, и т.п., а также плохое соматическое состояние:
болезни, обострение хроники.
11. Не конфликтовать: конфликты, ссоры,
обиды забирают определенную часть интеллектуальной энергии. Эту
"роскошь" нельзя себе позволить. Необходимо простить всех своих
врагов, не обязательно при этом с ними общаться.
12. Не тратьте время на изготовление шпаргалок:
знания, которые вы усваиваете, если даже вы их считаете ненужными для вашей
будущей специальности, обогащают вас, развивают ваше умение мыслить; во-вторых,
наличие у вас шпаргалок на экзамене увеличивает вашу нервозность, что понижает
продуктивность вашей интеллектуальной деятельности; в третьих, вы можете
потерять все, если они обнаружатся.
13. Непредсказуемые социальные
перемены могут внезапно лишить нас нажитых денег, недвижимости и политической
власти. Но то, чему мы научились, всегда наше, и это самый надежный вклад.
Делайте вклады в самого себя, становитесь профессионалами своего дела, так вы
заслужите любовь ближнего и получите гарантию своей полезности при любых
поворотах судьбы.
14. Перед экзаменом необходимо
выспаться, позавтракать, правда, не рекомендуется сверхплотный завтрак (клонит
ко сну), если есть какие-то ритуалы, приносящие вам успех - исполнить их. Если
излишне беспокоитесь и напряжены - необходимо сделать физическую разминку, в
особенности раскрепостить позвоночник или массаж спины и настроиться на успех.
15. Поведение во время экзамена:
не конфликтовать, не злиться, абстрагироваться от аудитории, не торопиться с
ответами: времени обычно хватает всем. Необходимо выбрать эффективную стратегию
решения тестовых заданий в зависимости от ваших индивидуальных особенностей.
Если вы быстро переутомляетесь, то, наверное, лучшее для вас ответить на
вопросы по тем предметам, которые по выбранной вами специальности имеют высокий
коэффициент. Если у вас инертная нервная система, которая проявляется в долгом раскачивании,
включении - начните с самых легких вопросов, потом переходите к трудным.
16. На экзамене максимально включитесь
в настоящее время, о будущем будете думать после экзамена. Забудьте о своих
баллах. Получайте удовольствие от процесса решения тестовых заданий. Забудьте,
что вас будут оценивать. Ориентация на будущее время может снизить вашу
продуктивность и успешность, т.к. увеличивает чувство беспокойства и тревоги.
Правда, небольшое чувство беспокойства и тревоги должны быть, т.к. они
необходимы для мобилизации всего организма, но не должны зашкаливать и
переходить в чувство страха и ажиотажной тревожности: такое состояние не
способствует принятию правильных решений.