Оcновы религиозных |
ОCНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Проект
текстового оригинала
брошюры для родителей
Москва
2009
Проект
Обращение
Министра образования и науки Российской Федерации
А.А. Фурсенко
к родителям обучающихся
Уважаемые родители!
В апреле 2010 года в 19 регионах
страны по поручению Президента России Д.А. Медведева начнется федеральный эксперимент
по введению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета -
«Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных
результатов апробации нового предмета, начиная с 2012 года, его преподавание
будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской
Федерации.
Учебный предмет имеет комплексный
характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской
культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых
религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового предмета будут
носить абсолютно светский, культурологический характер. Вы и Ваши дети сами
сможете выбрать, какой из модулей изучать в рамках комплексного учебного
предмета. Это будет либо изучение истории и культуры одной религии, либо
основных мировых религий, либо светской этики.
Содержание нового предмета обеспечит
знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа
России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны,
а также изучение основ светской этики. Все это должно преследовать общую цель:
нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и
ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного
отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных
отношений между участниками образовательного процесса.
Значение
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение
федерального эксперимента, введение нового предмета направлено на содействие
семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем.
В
начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была разрушена
общественно-государственная система воспитания детей и молодежи. Советская
система воспитания в новых социальных условиях требовала существенной
модернизации, прежде всего, в плане содержания, ценностей и идеалов. Но, к
сожалению, все было разрушено до основания. Российская семья, находясь в
тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих
детей. В то же время средства массовой информации, Интернет, шоу-бизнес
насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности: эгоизм,
корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное
стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и
обязательств перед кем бы то ни было и др.
Введение
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления
в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности
социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности
в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится
поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей,
согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.
Именно
поэтому успех федерального эксперимента в значительной мере зависит от того,
какую педагогическую позицию по отношению к воспитанию детей в школе займет
семья. Перед семьей и школой стоят общие задачи. Мы хотим видеть наших детей
образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в
профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за
настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. Во имя этого
семья и школа должны объединить свои усилия.
Министр
образования и науки
Российской
Федерации А.А.
Фурсенко
Глава 1. Мифы,
которые сопровождают подготовку федерального эксперимента
Процесс
подготовки внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный
процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители,
учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном
уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества
государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций
в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального
оздоровления общества. В то же время, нельзя не замечать факты тревожного
отношения граждан к проведению федерального эксперимента. Эти факты обусловлены
рядом причин: предельно сжатыми сроками подготовки эксперимента, недостаточной
информированностью граждан об особенностях его проведения по той причине, что
многие проблемы разработчики нового предмета решали впервые и на общение с
общественностью оставалось мало времени, а также присутствием в общественном
мнении элемента недоверия к реформаторским действиям государства. У части
граждан есть опасения, что введение нового предмета, который имеет мировоззренческий
характер, может привести к результату, обратному от желаемого, – к
дестабилизации школьных коллективов и общества в целом. По отношению к
федеральному эксперименту в общественном мнении возник ряд устойчивых
негативных стереотипов, или мифов.
Миф 1 – в школу придут священнослужители.
Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции
России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится
о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве
учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и
профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием
школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей
исключен положениями Конституции РФ, а также существующими нормами
профессионально-педагогической деятельности.
В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах основ
религиозных культур и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской
Федерации института воинских и флотских священнослужителей, которое прошло 21
июля
Миф 2 – новый
предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Каким будет
преподавание нового предмета, в первую очередь, зависит от того, кто будет
учить. Все модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будут
преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы
Вам как родителям – это учителя начальных классов, литературы, обществоведения,
истории, других предметов. Сложно представить, что они вдруг начнут обращать
своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь
место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю,
руководству школы, в родительский комитет с предложением о замене учителя.
Содержание
модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение
каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой
знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна
из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося
знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной
традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.
Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за
пределами государственных и муниципальных школ.
Миф 3 – учеников
одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Тот факт, что
учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из
модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», не означает,
что федеральный эксперимент предусматривает разделение школьников по
конфессиональным, мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного
предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства
на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми
и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции,
мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но
формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному
размежеванию. Для такого утверждения есть основания.
Во-первых,
предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у
нас одна – культура многонационального народа России.
Во-вторых,
содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели –
воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из
национальных духовных традиций.
В-третьих,
содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей
– 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская,
иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция -
будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.
В-четвертых,
новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для
систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о
содержании других модулей.
Миф 4 –
эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Неверно думать,
что решение о проведении эксперимента было принято спонтанно, без достаточных
на то оснований. Мысль об исключительной важности нравственной, духовной
консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе
модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и
последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных
документах. В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об
образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ
должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и
воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего
образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере.
Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой
государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях,
отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного,
ответственного и компетентного гражданина России.
В
целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме
воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами
его семьи. Назначение нового предмета - помочь
ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать
условия для его духовно-нравственного развития.
Глава 2. Ваш
ребенок – младший подросток.
С какими трудностями он столкнется при
переходе
из младшей в основную школу?
В
возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период
сменяет детство и продлится примерно до 12 лет.
Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один
из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно
переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому
внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное
воздействие.
Возрастной кризис вызван
переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст – стадия
развития личности между детством и взрослостью - качественно новый этап в
развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом
полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит
становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм
мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется
мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно
формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания,
пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется
чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных
притязаний.
В
социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное
новообразование этого возраста - чувство взрослости. Оно выражается в отношении
подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так
же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной
стороны, происходит свертывание прежде установившейся системы интересов
ребенка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к
взрослым. С другой – возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными
становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к
себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности,
сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять
себя и свои возможности, у него появляется чувство принадлежности к особой, «подростковой»
общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных
оценок. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками.
Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на
сверстников. В общении у подростка формируются навыки социального
взаимодействия, появляется чувство солидарности, эмоционального благополучия,
самоуважения.
Образовательный кризис связан с
переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо
одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с
ребенком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные
предметы. Отношения с ними еще долго будут ограничены в основном вопросами
успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один
класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство,
заменяется кабинетной системой, как следствие - «феномен беспризорности»
подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие
подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми
маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая
класс, нередко видят своих новых учеников, в сравнении со старшими школьниками,
несамостоятельными и недостаточно образованными.
Такое
отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в
организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего
образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя - значимого взрослого
- и ребенка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии
развивающего обучения. В основной школе преобладает обучение репродуктивного
типа, оно ведется в одном темпе и по одной общей для всех траектории,
результаты учения оцениваются с «единственно правильной» точки зрения, предметные
знания нередко не находят применения за пределами тех учебных ситуаций, в
которых были освоены.
Таким
образом, 4 – 5 классы, переход из
младшей в основную школу, – довольно сложный период развития ребенка, когда
происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное
усиление[1].
Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает
сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его
поведения. В этом возрасте происходит
заметное отчуждение ребенка от родителей и учителей, снижается ценность школы в
жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение
авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни.
Негативные
последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не
всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной
среды. Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных
технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира, современный ребенок
находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не
имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации,
получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и
социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников
информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания
младшего подростка, оттесняя на второй план семью и школу.
Печатные
и электронные СМИ, доступная система развлечений в основном ориентированы на удовлетворение
и культивирование простейших, а иногда и откровенно низменных человеческих
потребностей. Изобилие еды, напитков, денег, власти подается как абсолютное
человеческое счастье. Самоутверждение за счет других, жесткая борьба с другими
людьми, в которой победитель получает все, а конкуренты (другие люди) лишаются
всего, навязывается как норма общественной жизни.
В
окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти
такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему
народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота
о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они
бесценны, именно поэтому их нет в шоу-бизнесе и коммерческих СМИ.
На
ребенка оказывают огромное влияние информационно-компьютерные технологии,
развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно
представить жизнь современного человека и общества. Но их влияние на развитие
ребенка может иметь и негативные последствия. Информационно-компьютерные
технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры),
которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только
дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребенка к ней,
вытеснять объективную реальность, подчинять ее своим правилам.
Возможности
общения в Интернете позволяют человеку виртуализировать себя, легко, по прихоти
желания меняя имя, рост, возраст, внешние формы, пол, социальное положение,
создавать кажущуюся ему привлекательной иллюзию себя. Но возврат к себе реальному
неизбежен и болезнен. Создавая с удовольствием себя виртуального, человек
начинает воспринимать свое реальное существование как недоразумение, как
неправильную жизнь. И если реальную жизнь нельзя так же легко исправить как
виртуальную, то может наступить разочарование в ней самой.
Возможности
коммуникации в Интернете, доступность товаров, услуг, информации в режиме
«нажал кнопку – получил» способны сформировать установку на легкую жизнь.
Ребенок не всегда замечает, что за этим кроются усилия сотен людей, что каждая
услуга обеспечена многолетним образованием, нелегким трудом его родителей.
Компьютерные
игры могут создавать у ребенка, еще недостаточно знакомого с реальной жизнью,
иллюзию свободы, вседозволенности, ничем не ограниченных возможностей. В
виртуальной игре война становится забавой, убийство людей, живых существ –
источником наслаждения, здесь всегда можно перезагрузить игру и стереть прошлое
так, как будто бы его никогда не было. Дети во все времена играли в игры.
Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими
правилам, требовали от каждого игрока выполнения определенных обязательств, в
том числе и моральных. Игра всегда была
действенным средством взросления, социализации и морального развития ребенка.
Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами,
в отношениях с которыми не приняты никакие общественные нормы. Ребенок
взрослеет среди них, принимает правила поведения, которые в реальности не
только не работают, но способны причинять вред человеку.
Виртуальное
пространство может заслонять реальное. Если семья и школа в должной мере не
обеспечивают социализацию ребенка, включение его, сообразно его возможностям, в
решение реальных дел и забот, не обучают его в полной мере правилам жизни в
обществе, то виртуальный мир – более яркий, легкий, доступный, динамичный – может
занять в сознании доминирующее
положение, что неизбежно приведет к искаженному восприятию реального мира и
неадекватным формам общественного поведения.
Смещение
виртуального и реального в сознании ребенка происходит, о чем было сказано
выше, на фоне искаженных ценностей, агрессивно навязываемых СМИ. Добавьте к
этому возрастной и образовательный кризисы, которые неизбежно сопровождают
переход из младшей в основную школу, из детского в подростковый возраст, и Вы
поймете всю сложность ситуации, в которой оказывается Ваш ребенок.
Подмена
реальных форм взросления виртуальными, ослабление связей между детьми и взрослыми,
между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства; агрессивное
навязывание псевдоценностей, ложных правил жизни - к примитивизации сознания
детей и подростков, к росту жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом
деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание реальной жизни и
неприятие будущего.
Глава 3. Зачем
в школе вводится новый предмет
«Основы религиозных культур и светской этики»?
Вопрос,
вынесенный в заглавие, происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы
живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных
трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли,
богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное
население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование,
демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая
для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая
система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых
условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным,
высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает
нам нравственности в душе и морали в обществе.
Современное
российское общество разбито на мелкие социальные группы – семейно-родственные,
дружеские, корпоративные, криминальные и другие. Внутри них действуют
определенные нормы морали, основанные на обязательствах, интересах, страхе
потерять поддержку группы. За пределами группы все позволено, хорошо (морально)
то, что содействует решению ее задач. В этих условиях понятия «патриотизм»,
«гражданственность», «национальные, общественные интересы», «общественная
нравственность» теряют смысл.
Более
80% наших граждан никому и ни во что не верят, не доверяют людям не из их
ближайшего круга, государству, испытывают неуверенность в собственном будущем.
Большинство убеждено, что жить достойно, добросовестно трудясь и честно
зарабатывая, в нашей стране невозможно, есть только два варианта: либо ловчить,
вырывать кусок у другого и быть богатым, либо жить по совести и бедно.
При
таком отношении к обществу и труду нельзя создать в стране современную
обрабатывающую промышленность, выпускающую качественные товары. Победить
коррупцию, превратить бюрократию в класс, заботящийся об интересах государства
и всего общества, обеспечить справедливую систему судопроизводства и
правопорядка возможно при наличии разделяемой большинством граждан системы
нравственных ценностей и общественных приоритетов.
Разумеется,
это не единственное условие. Но без него другие оказываются малоэффективными.
Трудно
поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4–5 классах способен оздоровить
нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата,
ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и
разуверимся в собственных силах.
Что
бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья
питается скудно? Всего одно зернышко - ни семью накормить, ни самому
насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно
в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже
тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и
получит обильный урожай.
Труд,
терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще
требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра
точно не будем - чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в
благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения - унесем с собой
свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им
в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный
предыдущими поколениями.
Предмет
«Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален.
Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически
знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий:
православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней
культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники
вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами
жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и
избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему
нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?
Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми
о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и
общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними
жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Что
это такое – нравственные заповеди и моральные нормы? И почему они необходимы
детям?
Нравственные
заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку:
·
Люби ближнего своего, как самого себя;
·
Не убий;
·
Не кради;
·
Не лги;
·
Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;
·
Не помни зла.
Они
передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой
нравственности, хранятся в мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме,
буддизме. Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие
считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это
важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом многих
предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не
соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель.
Общество,
в котором не выражены нравственные приоритеты,
представляет собой слабый и больной социальный организм. В нем не
поддерживают бедных, инвалидов, стариков, не воспитывают детей, потому что дети
– это будущее, а будущего у множества индивидов, каждый из которых преследует
свои личные цели и достигает их за счет других, нет. Общество, в котором всегда прав только тот,
кто сильнее и богаче, только внешне выглядит крепким. Чтобы разрушить его, не
нужна внешняя агрессия. Такое общество крошится и ломается изнутри – в нем
безостановочно идет война индивидов друг с другом[2].
Отличительными
признаками народа являются общность территории проживания, языка, государство.
Это условия жизни народа. Но исторический опыт убедительно доказывает, что
среди них есть важнейшее – нравственность[3].
Чем меньше в народе нравственности, тем сильнее изнутри разрушается его
государство, быстрее мертвеет его язык, а его территорию занимают более
жизнеспособные народы.
Укрепление
нравственности – необходимое условие нашей национальной жизни. Народ многое
может потерять, но если в нем есть нравственная сила, он возродится, вернет свое.
Решение
о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано
потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время,
новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного
воспитания.
Большинство
родителей в той или иной мере ощущает недостаток содержания воспитания детей.
Семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные,
социальные, культурные условия для его личностного развития. Семья в полной
мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки, но как только мы переходим
в сферу семейного воспитания, то обнаруживаем здесь немалые проблемы.
Воспитание
всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами.
Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим,
там нет и воспитания. Если родители верующие, то проблема содержательного
наполнения семейного воспитания решается сама собой: содержание религиозного
воспитания (православного, мусульманского и другого) переносится в семью и
адаптируется к ее условиям. Верующие родители могут аргументированно объяснить
детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыть перед ними личностные смыслы
нравственного поведения. Важно при этом, что их словесные аргументы подкреплены религиозным укладом семейной
жизни, т.е. слова и поступки родителей в глазах детей не расходятся.
В
гораздо более сложном положении находятся семьи, где родители не придерживаются
той или иной веры. Их в современной России большинство. Такие родители
испытывают немалые трудности, пытаясь объяснить детям, почему следует
придерживаться правил нравственного поведения. Это, действительно, трудно.
Почему не следует лгать? Найдутся множество весомых аргументов в пользу лжи,
которая помогает избежать наказаний, скорее получить желаемое, манипулировать
людьми. И только один – против лжи: лгать плохо, безнравственно. Слабый
аргумент, особенно после того, как ребенок спросит: «Почему плохо? И что значит
«безнравственно»?». Как объяснить ему, что брать чужое плохо, если
кинопродукция, которую он поглощает ежедневно в больших количествах, заполнена
привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не
отягощенную выполнением моральных норм.
Современные
родители в воспитании детей преимущественно используют принцип «живи, как я». Родители
и дети любят друг друга, первые стараются жить достойно, вторые им подражают.
При таком способе семейного воспитания дети перенимают не только достоинства,
но и все недостатки родителей. Все трудности отношений между ними и
внутриличностные проблемы каждого из них переносятся на ребенка. Не имея
возможности говорить с детьми о нравственности, родители не могут корректировать
их поведение в семье и обществе, целенаправленно формировать психологические
механизмы защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней,
которые разрушают не только общество и семью, но и личность.
Одна
из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы
помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из
модулей нового предмета раскрывает,
с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические,
нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам,
буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).
Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями,
мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать
содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание
семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора
детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка
примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного
служения.
Содержание
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный,
нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач
возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный
предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и
родителей.
Глава 4. Как
будет организовано преподавание нового предмета и взаимодействие школы с
семьей?
Условиями
проведения федерального эксперимента предусмотрено относительно небольшое
количество уроков в рамках нового предмета – всего 34. Учебный процесс
рассчитан на 2 четверти: последняя четверть 4 класса (17 уроков) и первая
четверть 5 класса (17 уроков).
Разделение
двух учебных четвертей трехмесячными летними каникулами обусловлено двумя
факторами. Во-первых, новый предмет, о чем было сказано выше, призван, в
определенной мере, смягчить негативные последствия возрастного и
образовательного кризиса в связи с переходом младшего подростка из младшей в
основную школу. Во-вторых, проведение любого эксперимента всегда сопровождается
некоторыми допустимыми рисками. В массовую образовательную школу впервые за
последние, без малого, 100 лет, вводится предмет, имеющий четко выраженную
нравственную, воспитательную направленность. Такого предмета не было ни в
советской школе, ни в российской школе периода 1991 – 2009 годов. Изучение
предмета в общеобразовательных школах 19 субъектов Российской Федерации будет
сопровождаться проведением широких социологических и психологических
исследований на предмет выявления отношения родителей, школьников, педагогов,
общественности к новому предмету, оценки педагогической эффективности
проведения эксперимента. Трехмесячный перерыв между двумя учебными четвертями
позволит собрать все необходимые данные, оценить их, при необходимости внести
коррективы в учебно-воспитательный процесс. Летняя пауза даст возможность и
самим родителям объективно и спокойно рассмотреть первые результаты изучения
ребенком «Основ религиозных культур и светской этики».
Преподавать
новый предмет будут педагоги школы, в которой учится Ваш ребенок, – учителя
начальных классов, учителя гуманитарных предметов. При необходимости
администрация школы может приглашать для проведения уроков по отдельным модулям
педагогов из других образовательных учреждений, но они должны иметь опыт работы
со школьниками, а также свидетельство о прохождении курсов повышения
квалификации, дающее право преподавания предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в общеобразовательной школе. Такие специализированные курсы в
обязательном порядке проходит каждый учитель, преподающий тот или иной модуль
предмета.
В
третьей четверти 4 класса администрация школы должна провести родительское
собрание, на котором родителей ознакомят с задачами нового предмета, его
структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение.
Будут представлены модули предмета, из числа которых родители выберут один для
изучения их детьми. При выборе модуля родители должны иметь полную информацию
не только о его содержании, но и том учителе, который будет его преподавать.
Желательно, чтобы на родительском собрании выступили все учителя нового
предмета.
При
выборе модуля родителями рекомендуется сделать следующее.
·
Ознакомится с содержанием всех модулей предмета на
родительском собрании, а также, по возможности, посетить школьную библиотеку и посмотреть
на содержание учебников по каждому модулю. Сделать выбор учебника.
·
Выслушать на родительском собрании учителей, которые
будут вести модули. Выбрать учителя.
·
По возможности поговорить с учителем. Поскольку
образовательный процесс в рамках нового предмет ориентирован на решение
воспитательных задач, важно оценить не только профессиональные, но личностные качества
педагога.
·
Посоветоваться с классным руководителем и сделать
окончательный выбор модуля и учителя.
В
конце третьей или в начале четвертой четверти должно быть проведено еще одно
родительское собрание. Его проводят учителя модулей с родителями детей, которые
будут или уже изучают данный модуль. На этом собрании учитель детально знакомит
родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с
детьми, с особенностями избранного модуля. Но главная задача собрания –
согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного
воспитания школьников.
Значение
родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской
этики» велико. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде
вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть
этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них
позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий,
творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал
учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их
подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек,
узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями
семейной жизни. Например, урок 1 «Россия – наша Родина» предусматривает
следующие вопросы–задания: 1) совместно с родителями назови те традиции,
которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих
традиций.
В
дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на
каждом уроке, в конце четвертой четверти 4 класса, на последних уроках,
предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за
четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое
сотрудничество родителей и детей.
В
целом, по экспериментальному учебному предмету не предусмотрены большие домашние
задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо
важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение,
заинтересованное обсуждение тех или иных жизненных, общественных, нравственных,
исторических проблем школьников с учителем на уроке и детей с родителями дома.
У
родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на
мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения.
Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном
процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя,
ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание
нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой
стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы
более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.
Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная
педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует
содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания
детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению
негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
Третье
родительское собрание должно пройти в начале – середине первой четверти 5
класса. Его задача – подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу
изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Его
заключительный 4 блок называется «Духовные традиции многонационального народа
России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического
совета школы) включать дополнительные часы для проведения праздничных
внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули,
вновь соберутся вместе, станут, как прежде, одним классом. Они подготовят и
будут представлять индивидуальные и коллективные творческие проекты: «Как я
понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?»,
«Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг,
творчество и т.п.)», «Мой дедушка (отец, брат) – защитник Родины» и другие. При
подготовке таких проектов школьникам потребуется деятельное участие родителей,
привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала
семейных архивов.
На
родительском собрании педагоги познакомят родителей с тематикой творческих
работ, дадут необходимые рекомендации в плане их подготовки. На этом же
собрании учителя и родители должны обсудить порядок подготовки и проведения школьного
праздника, посвященного Дню народного единства (примирения и согласия),
проводимого 4 ноября. Благоприятным надо признать тот факт, что изучение нового
предмета завершается как раз накануне этого общенационального праздника. Этот
праздник может стать школьно-семейным и пройти под девизом: «Диалог культур во
имя гражданского мира и согласия».
Здесь
могут быть представлены:
·
презентации творческих работ школьников, выполненные ими
при поддержке родителей по результатам изучения модулей предмета «Основы
религиозных культур и светской этики»;
·
номера детской (желательно при участии родителей)
художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические,
духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;
·
выставка детских художественных работ, представляющих
особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также
традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей
духовно-нравственной проблематикой;
·
дегустация блюд национальной кухни народов России.
На
празднике «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» не только
гостями, но и непосредственными участниками будут родители обучающихся. Важно
создать атмосферу праздника, эмоционального подъема, воодушевления, вызванного
ощущением национального единства, созерцанием культурных богатств народов нашей
страны, уверенностью педагогов, детей и родителей в том, что все мы –
многонациональный народ России, берущий силы для жизни, труда и творчества в
разнообразных духовных отечественных традициях.
Глава 5. Что
будут изучать Ваши дети?
Учебный
предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей:
основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской
культуры, основы иудейской культуры, история мировых религиозных культур и
основы светской этики. Каждый из модулей разделяется на 4 блока. Два первых
блока школьники изучают в последней четверти 4 класса:
1. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества (1 час);
2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).
Третий
и четвертый блоки отнесены к первой четверти 5 класса:
3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);
4. Духовные традиции многонационального
народа России (4 часа).
Такая
конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один
модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая
педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Первый
блок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества»
занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задает тон всем остальным.
Особенность его в том, что на нем присутствует весь класс, ведет его классный
руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся еще
не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый
предмет все вместе. Они – один класс и у них один предмет, одна школа, одна
страна. Первый урок называется именно так - «Наш дом – Россия». Школьники
узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его
культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность»,
«традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека,
семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет
определять все последующее изучение предмета, что при явном различии наших
взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том,
что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история,
территория, государство, и главное - единые нравственные основы, делающие нас
людьми по отношению друг к другу.
Второй
блок «Основы традиционных религий
и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и
последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения
избранного модуля.
Второй
урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия», «Культура и мораль» (для
модуля «Основы светской этики»). Культура – второе после России понятие,
которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная традиция - религиозная
(православие, ислам, буддизм, иудаизм) или светская (этика, история религий) -
раскрывается в содержании предмета как традиция, лежащая в основе отечественной
культуры[4].
На
последующих уроках второго блока учащие должны получить целостное представление
о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма,
культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники
познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий – Христа,
Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты
основные нравственные понятия, составляющие основу религиозного мировоззрения: Бог, человек и
мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет представлен образ жизни
верующих людей, их религиозно-нравственные, семейные и общественные
обязанности.
Второй
блок, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному
материалу и несложными творческими работами.
Первая
четверть 5 класса начинается с изучения третьего блока «Традиционные религия и этика в России».
Если задачей предыдущего блока было знакомство учащихся с общими основами религий и
этики, то в этом блоке содержание образования по каждому модулю будет
выстраиваться с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и
конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники будут изучать
темы: «Христианство на Руси», «История ислама в России», «История иудаизма на
территории Древней Руси и России», «История религий в России», «Буддизм у
народов России» и другие.
В
содержании третьего блока большое место занимает семья, ценности семейной
жизни. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз
любящих и заботящихся друг о друге людей, живущих в России.
Тема
Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения
Отечеству определяет направленность большинства тем третьего блока, как в
историческом, так и в современном контекстах. Например, «Служение Отечеству в
традициях ратного подвига на Руси», «Любовь к Отечеству как нравственная
ценность мусульманских народов», «Отношение к Отечеству в буддизме», «Вклад
евреев в развитие российской науки и искусства», «Отношение к отечеству в
иудаизме», «Подвиги представителей ислама во имя Родины», «Религия и
патриотизм», «Отношение к родной природе» (светская этика»), «Патриотизм»
(светская этика).
Второй
и третий блоки изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным
модулям. В то же время, в педагогическом плане модули не отделены друг от друга
непроницаемой стеной – их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми
ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья и духовная традиция. Традиционные
ценности семьи и патриотизма лежат в основе учебно-воспитательного процесса и
объединяют школьников, изучающих разные модули в единый по духу классный
коллектив, а содержание разных модулей – в один учебный предмет.
Наличие
общих базовых ценностей в первом, втором и третьем блоках позволяет плавно
перейти к изучению заключительного четвертого блока «Духовные традиции
многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация
индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный
процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным
праздником, посвященным Дню народного единства. Об этом уже было сказано выше.
Особо следует подчеркнуть, что в четвертом модуле учебно-воспитательный процесс
переходит в активную, творчески-продуктивную фазу.
В
процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность
обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, уже в активной,
деятельностной, творческой форме. Столь же активную познавательную позицию
занимают школьники, изучавшие другие модули. Например, школьники, усвоившие
содержание «Основ исламской культуры» во втором и третьем блоках, слушая
доклады своих одноклассников «Семья в православии», «Отношение к Отчеству в
буддизме» в четвертом блоке, сопоставляют известные им темы «Семья в исламе»,
«Отношение к Отечеству в исламе» с аналогичными темами других модулей. Обучающиеся
получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6
модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать
содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная
работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о
многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской
Федерации.
Глава 6. Практические
советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы
религиозных культур и светской этики»?
Совет
1. Настройтесь
на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному
средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка
воспитатель.
Новый
предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание
условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в
школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через
диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности
(подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной
деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В
воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном
непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную
роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного
воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает
этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о
нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным
нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка
родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для
него особого значения.
Новый,
нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные
возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем
подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать
окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым,
родным для него человеком.
Совет
2. Разговаривайте
с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные
родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком
11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают
производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще
одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно
между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.
Новый
предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и
детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям
сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного
выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека
есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла.
Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют
основное содержание нового предмета.
Уделите
время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего
два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку
несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах
духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и
Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно
больше.
Совет
3. Хорошее
средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и
нравственности.
Диалог
– это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей,
направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся,
собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать
и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые
условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их
общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического
общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности,
усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему
опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь
следующими простыми педагогическими правилами.
Намеренно
обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому
детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не
соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте
под сомнение не только отдельные слова и мысли
ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных,
благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.
Если
простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей
отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество
и др. Приобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке для
себя еще один учебник по новому предмету. Познакомьтесь с его содержанием. И Вы
сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами
которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрения.
Например, Ваш ребенок изучает модуль «Основы светской этики», а Вы знакомы с
содержанием учебника по модулю «Основы буддийской культуры». Это даст Вам
возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных
точек зрения. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя
подготовки. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.
Совет
4. Внимательно
следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него
благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Деление
учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с
некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они
легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих».
Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых
конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности,
доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их
собственных. Но многое зависит и от родителей.
Не
допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей
различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию.
Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная
проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда
свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек
начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.
Если
это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с
классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе
будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития
учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните
причину и устраните ее.
Совет
5. Не
забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка;
главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и
светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной
человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Зачем
нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и
завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем
классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он
учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не
хватает целой жизни. Но если человек
спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение,
присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о
нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
И, все
же, для чего нужны моральные нормы?
Своего
ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного
поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную
погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что
такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического
здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от
поступков, которые могут причинить ему вред.
Но
здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное
здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье,
определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово
обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо
говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека
живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими
людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом
коллективе, определяют состояние его социального здоровья.
О
том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь
и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого
есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и
правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни
и передаются от старших к младшим.
Нравственный
человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла
другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к
себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит
только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную
жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он
любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему
счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих
и живет долго.
Будьте
счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!
Содержание
Обращение
Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко к родителям
обучающихся (проект).
Глава
1. Мифы, которые сопровождают подготовку федерального эксперимента
Глава
2. Ваш ребенок – младший подросток. С какими трудностями он столкнется при
переходе из младшей школы в основную?
Глава
3. Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской
этики»?
Глава
4. Как будет организовано преподавание нового предмета и взаимодействие школы с
семьей?
Глава
5. Что будут изучать Ваши дети?
Глава
6. Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении
предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
[1] В психологии такого рода взаимное усиление двух кризисов называется
неаддитивный стрессовый эффект – эффект, получаемый в результате
«неправильного» сложения, когда целое оказывается больше суммы частей,
например, 2+2 может быть равно 5 или 8.
[2] Эта война может и не объявляться. От этого последствия не
становятся легче, а впечатление от
происходящего угнетает вдвойне. Устроители шоу в пермском кафе «Хромая лошадь»
- обыкновенные люди. Мотивы их деятельности, отнявшей жизни у 144 человек,
понятны: как сэкономить на отделочных материалах, как заполнить небольшой зал
большим количеством клиентов, как сделать вечер ярким, огненным, незабываемым,
чтобы приобрести еще большую популярность. Среди этих мотивов не было одного – о самих людях, об их здоровье и жизни
никто не думал. Профессиональная деятельность, лишенная каких-либо моральных
оснований, не ориентированная на других людей, но исключительно на собственную
выгоду, может быть крайне опасна для общества.
[3] Иудаизм – исторически первая религия, целиком
основанная на нравственных заповедях. Согласно преданию, Бог дал еврейскому
народу систему моральных предписаний, которые определили еврейский образ жизни.
Две тысячи лет евреи были лишены территории проживания, государства, и даже
язык – иврит - был утерян как живой язык и восстановлен только в начале ХХ
века. Но народ в виде еврейских общин, разбросанных по всему миру, продолжал
существовать. Людей сплачивала общность веры, жизнь по нравственным законам,
готовность служить Богу и во всем помогать своим соплеменникам. Общественная
нравственность – величайшая социальная сила. Множество народов было в истории.
Многие жили на обильных землях, говорили на красивых языках, имели сильное
государство. Где они теперь? И только внешне беззащитный еврейский народ сумел
сохранить себя в течение трех с половиной тысяч лет своей истории.
[4] Знание этических основ культуры, как религиозных, так и светских, – важное
условие успешного усвоения школьником гуманитарных учебных предметов в классах
основной и полной (старшей) школы. Рассмотрим для примера возможное понимание
учащимися романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Предположим, что
школьник не знаком с культурой православия, ислама, иудаизма. Тогда, прочитав
роман, согласно школьной программе, он может прийти в недоумение. Раскольников
убил никчемную старушку, получил деньги, полиция его не нашла… В чем проблема?
Деньги закончатся, добудешь еще. А пока живи и радуйся. Примеры такого
поведения, к сожалению, сохраняются и в жизни, и в кинематографе, и в СМИ.
Действенными остаются принципы: «Цель оправдывает средства», «Побеждает
сильнейший», «Победитель получает все» и т.д. Понимание романов
Ф.М.Достоевского, как и всей классической литературы, крайне затруднено без
знания истории и культуры мировых религий. Идея покаяния человека, раскаяния
после вольно или невольно содеянного зла, внутренняя потребность в нравственном
преображении – одна из основных в христианстве, исламе и иудаизме. В
Раскольникове просыпается совесть – нравственное самосознание (с точки зрения
светской этики), голос Бога (с религиозной позиции), он ужасается тому, что
совершил, и его последующие поступки продиктованы потребностью очистить себя от
зла, которое он, убив человека, в себя впустил. Как видно, чтение одного и того
же художественного произведения способно укрепить нравственные убеждения
школьника, но может вызвать непонимание и неприятие классической литературы,
опошление ее нравственной проблематики. Много в этом вопросе зависит от знания
школьником духовных основ отечественной культуры.